На чувашского активиста движения «Открытая Россия» Юрия Сидорова составили два протокола об административном нарушении за то, что он дарил подарки местным чиновникам и критиковал чрезмерные траты бюджета на содержание бюрократического аппарата. Об этом он 21 января рассказал «7x7».

Приглашение в прокуратуру Сидорову принесли 20 января прямо в кафе, где он встречался со знакомыми. Его подозревают в участии в «нежелательной организации» — статья 20.33 Кодекса об административных правонарушениях. Сотрудники ФСБ обосновали причастность Сидорова к зарубежной «нежелательной организации», приведя ссылки на его посты в Facebook, новости издания «Idel.Реалии» и интернет-журнала «7x7» (копия протокола есть в распоряжении редакции).

Одно административное дело на Сидорова завели за то, что он 27 декабря подарил чувашским чиновникам новогодние подарки: главе республики Михаилу Игнатьеву — русско-китайский разговорник (после протестов жителей чувашских деревень в 2018 году китайские инвесторы отказались от планов по строительству агропромышленного комплекса), министру здравоохранения Владимиру Викторову — книгу по гинекологии (чиновник заявлял, что у женщин развивается бесплодие после семи сексуальных контактов с разными мужчинами), прокурору республики Василию Пословскому — антиутопический роман Джорджа Оруэлла «1984», а главе Чебоксар Алексею Ладыкову — настольную игру «Мафия» (муниципального депутата из Чебоксар в 2018 году обвинили в заказе убийства).

Второе административное дело на него завели за то, что 25 декабря Сидоров вручал депутатам чебоксарского городского собрания свое заявление с критикой бюджета. По его мнению, слишком много в нем заложили денег на содержание чиновников и «народных дружинников». Сидоров в видеообращении назвал бюджет «жуликоватым».

При нескольких административных наказаниях за участие в «нежелательной организации» следователи могут возбудить уголовное дело за сотрудничество с нежелательной организацией. 21 января такое дело завели на активистку движения из Ростова-на-Дону Анастасию Шевченко. Юрий Сидоров рассказал «7x7», как оценивает риски стать фигурантом аналогичного дела:

— Любое мое действие почему-то квалифицируется как участие в деятельности «нежелательной организации», я живу в абсурде. По поводу уголовного дела опасения имеются. Я уверен, что в Ростове уголовное преследование развалится. Это очередная попытка запугать активистов. Если бы хотели возбуждать уголовные дела, то уже давно бы возбудили. Как можно представить судебный процесс по такому делу: мне будут грозить шестью годами тюрьмы за раздачу билетиков православным активистам-противникам фильма «Матильда», за то, что подарил депутату букет желтых тюльпанов или книгу по гинекологии. Вы представляете, какой это уровень бреда?

Активист «Правозащиты Открытки» Полина Немировская привела несколько доводов против того, что сотрудники силовых структур проводят знак равенства между британскими организациями бывшего олигарха Михаила Ходорковского (которые включены в список Минюста как «нежелательные») и российским движением «Открытая Россия»:

«1) Госдума принимает закон о нежелательных организациях, чтобы выдавить из России всякие американские фонды по установлению демократии.

2) Все эти фонды закрываются, а закон остается. Не пропадать же добру.

3) Генпрокуратура находит британское юрлицо, которое называется Otrkytaya Rossya, и вносит его в реестр нежелательных организаций.

4) При этом Генпрокуратура и Минюст заявляют, что это не отразится на деятельности движения в России.

5) Но не установив никаких связей между британским юрлицом и движением „Открытая Россия“, они просто говорят, что это одно и то же, потому что одинаково называется.

6) При этом движение „Открытая Россия“ — вообще не организация. У него нет юрлица, что соответствует закону об общественных объединениях.

7) Тем временем британское юрлицо Otrkytaya Rossya вообще перестает существовать. Но процесс уже запущен».


Активисты чувашского отделения «Открытой России» Дмитрий Семёнов и Антон Кравченко в 2018 году уехали из России в Литву, до этого в России на них завели несколько административных дел по статье 20.33 Кодекса об административных правонарушениях.