Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобы от признанных иностранными агентами российских некоммерческих организаций (НКО) и направил вопросы по их обращениям к Минюсту России. Об этом 28 июня сообщили «7x7» в Клубе юристов НКО.

В ЕСПЧ направили свои жалобы на включение в реестр «иностранных агентов» 14 НКО и два гражданских активиста. Среди них Рязанский «Мемориал», «Экологическая вахта Сахалина», фонд «Правовая миссия», некоммерческая организация «Школа призывника», калининградский «Мир женщины», центр «Сова», Южный правозащитный центр, «Левада-Центр» и другие. ЕСПЧ объединил их жалобы во второе большое дело общественных организаций против России.

Руководитель юридической службы «Клуба юристов НКО» Макс Оленичев, который представляет в ЕСПЧ интересы четырех организаций, рассказал, на что пожаловались общественники европейским судьям:

— Европейский суд обратил особое внимание на жалобы из России и стал их оперативно рассматривать с конца прошлого года. В рамках этого дела ЕСПЧ начал рассмотрение жалоб заявителей на нарушение их прав на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций, а также запрета дискриминации и использования установленных Конвенцией о защите прав человека ограничений прав с иной, чем указано в Конвенции, целью. Мы заявили о том, что закон об «иностранных агентах» подавляет гражданское общество в России и его существование не соответствует стандартам прав человека.

По данным Клуба юристов НКО, российские власти должны до 19 сентября ответить на вопросы европейских судей о необходимости включения организаций в список «иноагентов».

Юрист рязанского «Мемориала» Пётр Иванов рассказал «7x7», что российское государство не стремится поддерживать правозащитную деятельность:

— Мы рады, это очень хорошо, что ЕСПЧ коммуницировал нашу жалобу. Только вот пока ЕСПЧ что-то примет, пройдет слишком много времени и не все «агенты» дотянут до этого. Этот статус будет до тех пор, пока организация получает иностранные деньги. Трудно выживать с таким клеймом в финансовом плане. Но мы пока держимся.


Первое крупное дело с жалобами 49 российских организаций-«иноагентов» ЕСПЧ коммуницировал весной 2017 года, по нему уже закончились судебные разбирательства, но решение еще не готово.

В 2017 году активисты рязанского «Мемориала» подробно рассказывали о том, что изменилось после включения в «реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Закон «об иностранных агентах» принят в 2012 году. Любая организация, получающая финансирование из зарубежных источников и занимающаяся политической деятельностью, может быть признана «иноагентом». Юристы неоднократно заявляли, что само понятие «политической деятельности» прописано в законе расплывчато и под него можно подвести любую общественную активность.