Сыктывкарский городской суд 18 октября выслушал позицию гособвинителя на ходатайство обвиняемой в получении взятки экс-председателя избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной, которая требовала вернуть дело прокурору для устранения недостатков. Сторона обвинения не увидела препятствий для рассмотрения дела. На заседании присутствовал корреспондент «7x7».
В деле появился новый гособвинитель — прокурор Людмила Собчук. Елена Шабаршина привлекла нового юриста — Жанну Деменкову.
Экс-председатель избиркома повторила, что в тексте обвинительного заключения содержатся недостатки и массовые ошибки, о чем она подробно рассказывала на двух предыдущих заседаниях.
— Я считаю, что предъявленное обвинение не только затрудняет, а практически лишает меня права на защиту, потому что изложенные в нем обстоятельства не позволят мне догадываться и понимать сущность предъявленного обвинения — какие же действия вменяются мне как незаконные и какие действия нарушают какие конкретно нормы законодательства, которые могли бы являться предметом взятки? — спросила Елена Шабаршина.
Она заявила, что обвинительное заключение не соответствует законодательству ни по форме, ни по содержанию, а итоговый вывод следствия даже противоречит тому, что изложено на всех шести страницах обвинения. По ее словам, она не видит иного выхода как вернуть дело прокурору.
Представитель надзорного ведомства напомнила, что суд возвращает дело прокурору, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса и это не позволяет суду вынести решение.
— Вопреки доводам стороны защиты каких-либо нарушений, исключающих возможность принятия судом решения по существу на основании имеющегося обвинительного заключения, следствием не допущено. В заключении указаны существо обвинения, место и время совершения преступления, способ преступных действий, мотивы, последствия, — заявила Людмила Собчук.
После того как Сыктывкарский суд в марте 2017 года вернул прокурору дело для устранения недостатков, обвинение в новом заключении перечислило должностные полномочия Алексея Чернова, который во время работы Шабаршиной в избиркоме занимал должность первого заместителя, а потом заместителя главы Коми [сейчас он фигурант «дела Гайзера», находится в СИЗО]. По версии следствия, он давал Шабаршиной взятки. Но подсудимая настаивает, что мотивы Чернова непонятны, не указано, в чем была его заинтересованность в получении сведений от Шабаршиной.
— Обвинение является ясным и понятным, каких-либо противоречий не имеется. Обвинение конкретно указывает на действия Шабаршиной, а именно: ежемесячное получение денежный средств от Чернова. И как ответное обязательство — незаконные действия: предоставление оперативной информации о ходе выдвижения кандидатов, о поступивших жалобах, о подведении итогов выборов и обеспечение ознакомления взяткодателя и его доверенных лиц с протоколами участковых комиссий об итогах голосования до доставления их в Сыктывкар и внесения результатов в ГАС «Выборы», — сказала прокурор.
По ее мнению, суду представлено достаточно доказательств, чтобы он мог сделать объективный вывод о законности или незаконности действий Шабаршиной, поэтому оснований для возвращения дела прокурору нет.
Елена Шабаршина возразила, что в обвинительном заключении нет ни одного слова о последствиях ее действий.
— Место — город Сыктывкар, время — девять лет. Какие действия? Действия какие? Какой способ — где это написано? Я буду ходатайствовать о разъяснении обвинителем этих положений. Там есть одно предложение, состоящее из 44 строк, в котором непонятно, какие действия к какому нарушению закона, если они незаконны, относятся. После такого исчерпывающего отношения к моему ходатайству обвинитель сможет мне разъяснить это обвинение, — сказала она.
Решение по ходатайству Шабаршиной суд примет 19 октября.
Елена Шабаршина занимала пост председателя Избиркома Коми с 1 ноября 2006 года по 3 ноября 2015 года. За это время в регионе состоялось 15 выборов разного уровня. После этого она стала руководителем администрации главы Коми. В июне 2016 года против нее возбудили уголовное дело.
Шабаршина обвиняется по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса («Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере»). По данным следствия, с ноября 2006 года по август 2015 года она получила от заместителя главы Коми Алексея Чернова 6 млн 680 тыс. руб. за общее покровительство и попустительство по службе: якобы за информацию о выдвижении кандидатов на выборах разных уровней, о поступающих жалобах, о подведении итогов выборов, а также передавала ему и его доверенным лицам протоколы участковых комиссий об итогах голосования до внесения в ГАС «Выборы».
Суд 1 июля 2016 года должен был избрать для Шабаршиной меру пресечения, но она не явилась на заседание — ее доставили в реанимацию после попытки суицида. Позже суд избрал для подозреваемой меру пресечения в виде залога. Ранее Шабаршина признала вину, но потом отказалась от показаний.
Дело поступило в Сыктывкарский городской суд в январе 2017 года. Защита сумела доказать, что в деле нет точного описания совершенного преступления: времени, места и способа совершения. Дело вернули в прокуратуру, в августе суд возобновился. Более детального описания передачи взяток в обвинительном заключении так и не появилось, поэтому Шабаршина снова раскритиковала обвинительное заключение.
Алексей Чернов в 2003 году стал советником главы Коми, а затем заместителем и первым заместителем губернатора региона. 19 сентября 2015 года он был задержан, а потом арестован по «делу Гайзера» о создании организованного преступного сообщества. Сейчас находится в одном из московских СИЗО. Адвокат Чернова Карен Гиголян заявил, что дело против высокопоставленных чиновников из Коми сфабриковано ФСБ.