Верховный суд Коми перенес рассмотрение жалобы некоммерческого фонда «Серебряная тайга» на 18 октября. Об этом 12 октября корреспонденту «7x7» рассказала заместитель директора фонда Валентина Семяшкина.

Экологи «Серебряной тайги» попытаются оспорить 18 октября решение Сыктывкарского городского суда, который с подачи Минюста наложил на организацию штраф в 300 тыс. руб. за то, что фонд добровольно не внес себя в реестр организаций, выполняющих функцию «иностранного агента». Представители фонда на том заседании не присутствовали. Экологи уже заплатили эти деньги государству, но, по выражению Семяшкиной, «надеются в будущем вернуть их обратно».

— Нас не должным образом информировали о суде, который наложил штраф — и мы не имели возможности себя защитить, — рассказала представитель фонда. — Это процедурное нарушение, фигурировало название совершенно другой организации, не знаю, откуда они его взяли. Насколько это грубое нарушение, я не могу оценить, я не юрист. Но из-за этого мы не смогли участвовать в заседании суда. Штраф мы оплатили, не потому, что мы согласны с ним, а потому, что если вовремя его не оплатить, накручиваются новые штрафы. Только по этой причине мы его оплатили, мы не согласны с решением сыктывкарского суда и будем настаивать на его отмене.

По поводу обвинений в «политической деятельности» (из-за чего в реестр «иноагентов» заносят некоммерческие организации) общественница сказала, что «невозможно заниматься природоохраной и при этом не апеллировать к власти».

— Мы не занимаемся политической деятельностью, но к ней сейчас относят произвольно все что угодно. Мы планируем дальше работать, реализовывать наши проекты. Включение в реестр накладывает дополнительные нагрузки — гораздо чаще отчеты, везде надо писать, что мы агенты, иначе получим новый штраф. Большинство наших партнеров прекрасно понимает ситуацию, и я не могу сказать, что кто-то отвернулся или не хочет с нами работать. Это неприятная ситуация, но мы вынуждены работать в таких реалиях, — говорит замдиректора фонда.

По мнению чиновников Минюста, общественники не могли не знать о том, что на них составлен протокол об административном правонарушении — его вручили лично в руки представителю организации. Представитель фонда уточнила, что они хотят оспорить решение Сыктывкарского суда, а не протокол.


17 октября 2016 года глава Коми решил объединить министерства промышленности и охраны природы в одно ведомство.

Фонд «Серебряная тайга» признали «иностранным агентом» 14 июня 2017 года. Как политическую деятельность чиновники засчитали обращение руководителя фонда к главе Коми Сергею Гапликову. Юрий Паутов предлагал приостановить распоряжение о слиянии Минпрома и Минприроды. Вторым примером политической деятельности Минюст назвал встречу Паутова с администрацией главы региона на тему объединения ведомств.

В июне 2017 года глава Коми после обращения к нему руководителей обществ «Изьватас» и «Коми Войтыр» заявил о том, что Минприроды будет воссоздано.

Закон об «иностранных агентах» был принят в 2012 году. По нему иностранное финансирование может послужить поводом для включения некоммерческой организации (НКО) в соответствующий реестр Минюста. «Иноагентом» считается НКО, которое занимается политической деятельностью, но само это понятие трактуется широко. По закону общественные организации должны сами зарегистрироваться в реестре, иначе на них наложат штраф.