Согласованный митинг в Щельяюре против строительства шламонакопителя 2 апреля собрал около трехсот человек и продолжался более часа. На нем, кроме щельяюрцев, выступили жители деревень Диюр, Вертеп, Ырген-шар, сел Краснобор и Ижма. Все они требовали, чтобы объект разместили в другом месте — подальше от населенных пунктов. На митинге побывал корреспондент «7x7».
Выступавшие говорили об ухудшившемся за последние 15 лет состоянии окружающей среды, об уменьшении количества рыбы в реках и падеже скота, а также о том, что среди местного населения выросло количество разнообразных заболеваний, в том числе онкологических. Все это местные жители связывают с активной нефтедобычей, которая ведется в Ижемском районе последние пятнадцать лет, и с отношением нефтяников к соблюдению экологических норм и правил.
По мнению местных жителей, шламонакопитель, в который планируется свозить нефтезагрязненные почвы из четырех районов, представляет серьезную угрозу для экологии и здоровья людей. Местный житель Василий Семяшкин предложил вообще пересмотреть договор Ижемского района с компанией «Лукойл»:
— Самое главное — сохранить матушку-природу такой, как нам завещали деды. Они в гробах переворачиваются, глядя на то, что здесь происходит. Они жизнь отдали, защищая нашу родину, а мы продали ее вандалам. У многих родственники, друзья, а может и сами они работали в Усинске. И все прекрасно видели, что там творится. Говорить нам, что нету лучше организации, чем «Лукойл», — это, по-моему, полная чушь. То же самое творится в нашем районе более 10 лет. Как только появилась компания «Лукойл», так мы прямо «расцвели», живем и не нарадуемся, особенно на красноборском болоте. Только не ощущал я радости в глазах людей, которых испытывали на прочность, которые молчали. Но в какой-то момент система дала сбой. Мы здесь сегодня собрались, потому что так жить больше нельзя. Считаю целесообразным обратиться к Госсовету Республики Коми, к администрации Ижемского района о пересмотре долгосрочных отношений с компанией «Лукойл», так как люди хотят здесь жить, а не выживать. И хватит верить, что нам нужен какой-то шламонакопитель, он нужен им, а не нам.
В резолюции митинга, помимо требований прекратить строительство шламонакопителя, были упреки к межрегиональному общественному движению «Изьватас», которая якобы постоянно становится на сторону нефтяников и «предает интересы народа».
— Кто за? — спросила митингующих ведущая и тут же махнула рукой: — Нет, так мы долго считать будем. Лучше скажите, кто против? Никого! А воздержался? Тоже никого!
Таким образом, резолюцию приняли единогласно.
На митинге присутствовал первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Роман Полшведкин. По его словам, теперь местным жителям, скорее всего, придется снова встречаться с представителями районного руководства, правительства Коми и компании «Лукойл» для того, чтобы договориться о новом месте строительства объекта.
Общественники начали говорить о необходимости возведения шламонакопителя десять лет назад, чтобы нефтезагрязненную почву и жидкие отходы не сбрасывали бесконтрольно и не закапывали. В начале 2017 года рядом с Щельяюром была отсыпана площадка под полигон, но через месяц возмущенные жители поселка Щельяюр и деревень Диюр и Вертеп провели собрания, на которых потребовали остановить строительство.
5 марта жители Щельяюра и окрестных населенных пунктов встретились с представителями компании «Лукойл-Коми» и правительства Коми, которые заверили людей в безопасности шламонакопителя. Найти общий язык не удалось, местные жители подавляющим большинством голосов проголосовали против возведения объекта рядом с поселком.
Открытое письмо с требованием построить шламонакопитель в другом месте разместили на сайте «Миян Ижма». На сайте Change.org опубликована петиция против полигона.
О том, что собой представляет шламонакопитель, как он функционирует, насколько опасен и как теперь быть с претензиями местных жителей «7x7» рассказали руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров и первый заместитель министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Роман Полшведкин.