Партия «Единая Россия» на выборах депутатов Госдумы 17–19 сентября 2021 года в Ярославской области набрала 29,72% голосов и проиграла в двух одномандатных округах. Это один из худших результатов партии власти за последние 10 лет, сопоставимый с итогами выборов 2011 года. Тогда низкий процент повлек за собой отставку губернатора, победу оппозиционного кандидата на выборах мэра Ярославля и несколько лет гражданских протестов. «7х7» проанализировал итоги выборов-2021 и попытался выяснить, какое будущее ждет регион теперь.
На выборах депутатов Госдумы в 2011 году «Единая Россия» набрала 29,04% — абсолютный минимум по стране при явке 55,88%. Рассуждая о причинах провала, в то время губернатор региона Сергей Вахруков сказал, что итоги заставят задуматься и сделать «определенные выводы с далеко идущими последствиями». Ярославцев Вахруков назвал «очень думающими и склонными к демократии гражданами».
Низкая поддержка «Единой России» отразилась и на результатах выборов мэра Ярославля в 2012 году. Сергей Вахруков сделал ставку на единоросса Якова Якушева, хотя на внутрипартийных праймериз победил Сергей Ястребов — в то время первый заместитель мэра. В итоге выборы прошли в два этапа, и беспартийный самовыдвиженец Евгений Урлашов получил 69,65% голосов избирателей. Он руководил городом до задержания летом 2013 года. Спустя три года Урлашова приговорили к колонии и штрафу по уголовному делу о взятках. До оглашения приговора ярославцы выходили на сходы, митинги и пикеты, поддерживая народного мэра.
Сразу после выигрыша Евгения Урлашова Сергей Вахруков подал в отставку. На его место президент Дмитрий Медведев назначил Сергея Ястребова. Ястребов продержался на посту губернатора до июля 2016 года, пока Владимир Путин не поставил главой Ярославской области своего бывшего охранника Дмитрия Миронова. На прошедших спустя полтора месяца выборах в Госдуму — 2016 «Единая Россия» набрала по спискам 38,43% голосов при явке 37% и выиграла один одномандатный округ. Во втором округе единороссы не стали выдвигать своего кандидата против справедливоросса-старожила Анатолия Грешневикова.
Итоги выборов-2021 и уровень явки
Явка ярославцев на трехдневные выборы составила 43%. В первый день проголосовало 11,18% избирателей, во второй — 9,56%, в третий больше всего — 22,26%.
Комментируя уровень явки, наблюдатель Антон Шейнин сказал, что «явка выше, чем планировалось изначально». Общественник и сооснователь движения «Неравнодушный Ярославль» Евгений Жаворонков считает, что «явка хорошая». Политолог Михаил Красулин оценил явку как катастрофически маленькую и связал ее с проявлением «нашей общей политической культуры, где население не понимает, зачем нужны выборы».
В голосовании по партийным спискам победила «Единая Россия». За нее ярославцы отдали 29,72% голосов. Это один из пяти худших результатов партии власти в стране — регион уступил последнее место Хабаровскому краю (24,5%), рядом идут Республика Коми (29,44%), Кировская область (29,5%) и Ненецкий автономный округ (29,06%).
На втором месте оказалась КПРФ с 22,74% — коммунисты улучшили результат по сравнению с 2016 годом, когда получили 16%, и уступили второе место ЛДПР. Третье место заняла «Справедливая Россия — За правду» с 19,2%, а ЛДПР осталась с 8,97% поддержки. «Новые люди», которые сформируют пятую фракцию в Государственной думе нового созыва, набрали в Ярославской области 7,86%.
Победу в одномандатных округах №194 и №195, которые располагаются на территории Ярославского региона, одержали Анатолий Грешневиков и Анатолий Лисицын из партии «Справедливая Россия — За правду».
Лидер ярославских эсеров Анатолий Грешневиков считается политическим старожилом: он был депутатом каждого из семи созывов Госдумы и перейдет в состав восьмого созыва. Его конкуренткой в округе была депутат областной думы единоросска Лариса Ушакова. Отрыв Грешневикова от Ушаковой составил 4,96%.
Анатолий Лисицын руководил Ярославской областью в 1991–2007 годах, затем был депутатом Госдумы и сенатором в Совете Федерации. Несмотря на то, что он поддержал ставленника Путина Дмитрия Миронова на посту главы региона, позже Лисицын лишился поста сенатора. В результате он вышел из рядов «Единой России» со словами, что членство в партии власти не позволяет ему «работать для людей региона». Тем не менее Лисицын не оставлял попыток вернуться в политику: присоединился к справедливороссам, участвовал в довыборах депутата Ярославской областной думы в сентябре 2020 года. Тогда экс-губернатор уступил единороссу бывшему хоккеисту Андрею Коваленко. Коваленко стал его оппонентом и в 2021 году. Расклад сил поменялся: Анатолию Лисицыну удалось оторваться от противника на 9,2% и получить мандат.
Электронное голосование в Ярославской области
В 2021 году Ярославская область вошла в число семи субъектов РФ, где применяли систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Онлайн проголосовало около 20% от тех ярославцев, которые вообще участвовали в выборах (это приблизительная цифра от пресс-службы Яроблизбиркома).
Результаты электронного голосования в регионе отличаются от средних:
- «Единая Россия» — 39,5%;
- «Справедливая Россия — За правду» — 17,8%;
- КПРФ — 16,7%;
- «Новые люди» — 9,9%;
- ЛДПР — 7,4%.
Декан факультета социально-политических наук ЯрГУ имени П. Г. Демидова член территориальной избирательной комиссии по ДЭГ Татьяна Акопова считает логичным, что результаты электронного голосования немного расходятся с итогами по бумажным бюллетеням. По ее словам, дистанционно голосуют занятые люди, те, кто уезжает на выходные из города, и молодежь:
— «Новые люди» агитировали в цифровой сфере, потому что ДЭГ пользуются люди, которые берут информацию из интернета, а не из радио или телевидения. Например, КПРФ сделала ставку на другой вид агитации, поэтому результат закономерный.
Акопова настаивает на безопасности и легитимности ДЭГ.
Общественник Евгений Жаворонков критикует электронное голосование наряду с трехдневными выборами. Он считает ДЭГ «плохим нововведением», с помощью которого «мобилизуют бюджетников и работников предприятий». По мнению наблюдателя Антона Шейнина, при всех минусах ДЭГ оно привлекает молодежь — электорат, который нельзя терять. Политолог Михаил Красулин отнесся с подозрением к тому, что Центризбирком тянул с обнародованием результатов дистанционного электронного голосования:
— Если манипуляции, подтасовки в традиционном бумажном голосовании входили в нашу жизнь постепенно и, можно сказать, плавно, то предъявлять продвинутой в интернет-сфере аудитории все, что мы увидели в ночь с воскресенья на понедельник — бульканье, шипение, кряхтение и просьбу «подождать еще немножко — сейчас оно заработает», — кроме как провалом и откатом назад никак не назовешь. В 2021 году невозможно рационально объяснить, почему подсчет руками оказался быстрее нажатия кнопки. Система полностью себя дискредитировала.
В похожем ключе ДЭГ оценил ярославский медиаменеджер и блогер «7х7» Алексей Яковлев. Он обратил внимание, что «Единая Россия» на электронном голосовании набрала больше, чем на участках. По мнению Яковлева, быстро вернуть доверие электората к ДЭГ не получится. При этом, считает он, ЦИК будет настаивать на дистанционном формате, а оппозиция станет требовать очного голосования.
Нарушения и подозрительные ситуации на выборах
Наблюдатель Антон Шейнин, рассуждая на тему легитимности выборов в Ярославской области, сказал: «При очень высоких ставках избирательная система на очном голосовании воздержалась от массовых фальсификаций — это радует».
При этом были моменты, которые отмечали избиратели, наблюдатели и СМИ. Так, издание «Ярновости» сообщило о якобы написанной инструкции для неких «сотрудников» и их родственников из Ярославского района, которых обязывали взять открепительное и голосовать в одномандатных округах. На участке в одной из школ Ярославля на бюллетенях не было штампов и подписей.
Главный редактор ведущего в Ярославской области издания 76.ru Анна Ёлкина написала, что ее маму «заставили сделать выбор против ее воли, указав конкретного кандидата и партию». Журналистка нашла плюс в ситуации: «Но у моей мамы есть две дочери, которые проголосовали не по указке». Ёлкина не уточнила, подавала ли ее мама жалобу о принуждении к голосованию.
Общественник Евгений Жаворонков считает, что на выборах были единичные нарушения, но само голосование прошло «спокойно», а его результаты не вызывают протеста. По итогам выборов председатель ярославского облизбиркома Олег Захаров рассказал, что никаких серьезных нарушений комиссия не зафиксировала.
Что ждет Ярославскую область после выборов в Госдуму
Декан факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова Татьяна Акопова полагает, что ярославцам нужно следить за работой депутатов, которые будут представлять область в Госдуме после выборов. Общественник Евгений Жаворонков настаивает: с победой Анатолия Грешневикова и Анатолия Лисицына регион получил двух депутатов, с мнением которых придется считаться.
— Мы робко вернули себе статус «столицы демократии». Это вызовет беспокойство [у власти], жизнь региона будут регулировать еще внимательнее, напряжение возрастет, — добавил Жаворонков.
Подобными мыслями поделился политолог Михаил Красулин:
— Город [Ярославль] и область захотят «подрессировать» и «повоспитывать» с помощью бюджетного поводка. Такие садистские наклонности центр иногда проявляет в отношении провинившихся территорий. Полагаю, будет применен комплексный подход «кнут и пряник», когда по одним статьям денежный поток сократят, по другим — сознательно усилят.
Политолог Андрей Дементьев не думает, что региональным властям стоит опасаться «немедленных оргвыводов», в то же время результаты выборов-2021 послужат «очередным сигналом для федерального политического менеджмента о реальном положении дел в Ярославской области и отношении жителей к власти».
Медиаменеджер Алексей Яковлев считает весомой победу экс-губернатора Анатолия Лисицына: «С ним у ярославцев появилась надежда на изменения». В то же время принципиальных перемен в регионе он не ждет, потому что «система одержала победу». В разговоре с «7х7» Яковлев рассуждал о том, что жителям нужно продолжать ходить на выборы, тем более что в 2022 году должны пройти выборы депутатов муниципалитета Ярославля и губернатора области.
— Силой победить систему нельзя, зато она бессильна, когда соотношение правды и лжи уже не скрыть, — добавил он.