Владимир Путин заявил, что российская система здравоохранения показала свою эффективность во время пандемии. Однако из регионов приходят новости об очередях в больницах, нехватке СИЗ, кислородных баллонов, мест в моногоспиталях и медпомощи для тех, кто болен не коронавирусом. Большинство медиков об этом молчат и продолжают работать, кто-то просто увольняется. Лишь немногие открыто говорят о проблемах и вступаются за своих руководителей, на которых чиновники перекладывают вину. Как в Петрозаводске коллеги снятого с должности главврача уволились в знак протеста, а в Вологде лаборанты объявили забастовку - в материале «7x7».
«Минздрав просто отдает приказы»
Медбрат Республиканской инфекционной больницы Петрозаводска Эльдан Кукурекин 3 ноября выложил пост в Instagram, в котором спросил региональный Минздрав, почему в разгар пандемии уволили главного врача Ивана Белкина.
- В связи с его отстранением я не уверен, что кто-то другой сможет так же оперативно решить проблему, с которой я и сотрудники нашего отделения столкнулись в апреле 2020 года, когда именно его решения обеспечивали должную защиту наших близких, в связи с тем, что мы были в контакте с одним из первых COVID-19-положительных пациентов, - написал Кукурекин. Его поддержало еще несколько коллег.
Предположительно, Ивана Белкина могли уволить после того, как 28 октября в соцсетях появились фотографии пациентов, лежащих в коридорах больницы. Анонимный пользователь написал, что в учреждении якобы не хватает палат, на всю больницу - две медсестры, а на 100 человек работает только один душ. После этого губернатор Карелии Артур Парфенчиков во время прямой линии заявил, что отставка Белкина «назрела давно», и сделал выговор региональному Минздраву за медлительность в принятии этого решения. В самом ведомстве не стали комментировать увольнение главврача.
По мнению некоторых сотрудников инфекционной больницы, их руководителя лишили должности несправедливо. В этом уверен и сам Белкин. В интервью изданию «Север. Реалии» он предположил, что его сделали ответственным за системные ошибки:
- Система отстроена так, что все попадает на инфекционную больницу. Мы сейчас перегружены. И я об этом говорил еще весной! Я написал министру, на что мне пришел ответ: читайте должностную инструкцию. Зачастую так диалог и выстраивается. Минздрав просто отдает приказы, не учитывая мнение и опыт главных врачей.
Ну, они нашли виноватого. Теперь, когда из Москвы позвонят и зададут вопрос: "Ну вы что-то делаете?", наши ответят: да, мы поменяли руководителя больницы.
За Ивана Белкина вступились коллеги: 12 человек написали заявления об увольнении. Сотрудники сообщили Telegram-каналу Mash, что на их просьбу разобраться в ситуации никто не отреагировал, а нынешний главврач (Юлия Кононенко) даже не разговаривала с медиками.
В карельском Минздраве рассказали, что 9 ноября уйти из больницы решили три санитарки, семь медсестер и два врача-специалиста. В этот же день на их место в больницу приняли одну санитарку, трех медсестер и двух врачей. Медицинскую комиссию сейчас проходят еще два врача, две санитарки и две медсестры. В Минздраве сказали, что «миграция кадров есть всегда».
А 12 ноября в группе карельского Минздрава в соцсети «ВКонтакте» появился пост о Республиканской инфекционной больнице. В нем говорится, что очереди на томографию, как и кадровых проблем, якобы больше нет, а с приходом нового руководителя исчезла проблема с большим наплывом пациентов. Юлия Кононенко подтвердила, что все разрешилось. В доказательство к посту прикреплены фотографии пустых коридоров в больнице.
«Проработала 20 лет, и меня вышвырнули, как собаку»
Сотрудники клинико-диагностической лаборатории Вологодского городского родильного дома вступились за уволенную заведующую Любовь Васильеву и потребовали человеческих условий труда.
Они обратились за помощью в профсоюз «Альянс врачей», а с 13 ноября объявили о начале «итальянской забастовки», на которую они имеют право согласно статье 409 Трудового кодекса. Лаборанты отказались работать в тех кабинетах, где требуется ремонт и нет вентиляции.
Накануне лаборанты записали видеообращение к губернатору области Олегу Кувшинникову и президенту Владимиру Путину.
- Я отдала все свои силы, всю свою жизнь для создания лаборатории. Проработала 20 лет, и меня 6 ноября вышвырнули из лаборатории, как собаку, - рассказала Любовь Васильева.
Ее коллеги требуют, чтобы Любовь Николаевну восстановили в должности. Фельдшер-лаборант Людмила Старцева сказала, что лаборатория уничтожается:
- Мы отказываемся работать без нашего руководителя в таких условиях, когда падает штукатурка нам на головы, когда мы дышим каждый день ядом и травим свое здоровье. Мы требуем установить вытяжку, мы требуем произвести ремонт в помещениях лаборатории. Самое главное — мы требуем возврата нашей заведующей.
По словам лаборантов, штукатурка с потолка падает на них, на оборудование и на биоматериалы.
Лаборант Татьяна Новосельцева рассказала, что они питаются холодной едой, подогретой на батареях, которые даже не горячие:
- Мы требуем, чтобы нам создали нормальные условия труда, чтобы мы могли подогреть свое питание.
Сотрудники заявили, что больше не будут работать в таких условиях. В роддом 11 ноября приехала руководитель «Альянса врачей» Анастасия Васильева вместе с коллегами. Они зафиксировали, что лаборанты работают без вытяжки и могут дышать метиловым спиртом (он используется в аппарате покраски мазков), респираторов на них не было, а с потолка падала штукатурка, хотя, суда по расходам роддома в 2020 году, там должны были сделать ремонт.
Любовь Васильева рассказала, что лабораторию «разрушали» последние полтора года:
- То какие-то перестановки кадров, то в мае принесли требования «Вот вы напишите мне, в феврале каждый сотрудник во сколько пришел [на работу] и во сколько ушел». То есть в мае я должна вспомнить, во сколько такая-то сотрудница пришла 18 февраля на работу.
Уволенная заведующая лабораторией считает, что главврач роддома Марина Курапова оклеветала ее в СМИ. По словам Любови Васильевой, ее уволили за то, что она не выполняла часть своих обязанностей. При этом, как утверждает Любовь Николаевна, в тот период она была в отпуске и на больничном.
- Она [Курапова] сказала, что представители профсоюза «Альянс врачей» привезли нам средства индивидуальной защиты и какую-то неизвестную жидкость розового цвета, - рассказала Любовь Васильева, отметив, что на самом деле профсоюз привез сертификаты соответствия на эту продукцию и регистрационные удостоверения.
По словам Любови Васильевой, около 22:00 11 ноября ей принесли повестку из полиции на допрос. По какому поводу, она не знает: в повестке не было указано ни причины, ни по какому делу ее вызвали - уголовному или административному.
Руководство роддома, увидев в здании 11 ноября сотрудников профсоюза, вызвало полицию. В тот же день полицейские задержали руководителя «Альянса врачей» Анастасию Васильеву и еще двух его сотрудников. На них составили протоколы по статье о нарушении режима самоизоляции. Анастасия Васильева сказала, что они обратятся в прокуратуру и помогут работникам роддома защитить их права.
После того, как лаборанты объявили о забастовке, департамент здравоохранения Вологодской области разослал в СМИ комментарий главврача роддома Марины Кураповой. В нем говорится, что помещения лаборатории отремонтируют:
— В настоящее время готовится проектно-сметная документация на ремонт всей лаборатории. В течение месяца будут проведены косметические ремонты в отдельных кабинетах лаборатории, недостатки будут устранены. Плановое закрытие лаборатории планируется на следующий год для комплексного ремонта всей лаборатории.
В помещение для отдыха поставили микроволновую печь для разогрева еды.
В январе этого года, заведующая лабораторией Вологодского городского роддома Любовь Васильева встала на защиту своих сотрудников. Они требовали вернуть им доплату к зарплате за увеличенный объем работ. Администрация медучреждения отменила ее в июле 2019 года внутренним приказом, после чего зарплаты некоторых сотрудников уменьшились почти в два раза. Работники обратились в городской суд, однако тот встал на сторону руководства роддома. Отчаявшись решить проблему мирными переговорами, с 15 января Любовь Васильева объявила голодовку: она стала пить только воду и ночевать на работе. На следующий день департамент здравоохранения пообещал провести проверку, и заведующая прекратила голодовку. В итоге в марте областной суд обязал Вологодский городской роддом выплатить сотрудникам лаборатории задолженность по заработной плате.