Жители многоквартирного дома в историческом центре Пензы считают себя заложниками строительной компании, которая возводит пятиэтажный дом по соседству. В мае из-за скопления строительной техники к девятиэтажке не смогла подъехать скорая помощь, и один из жильцов умер. 27 августа проблемный двор посетил глава городской Думы Владимир Мутовкин. О том, почему разговор о градостроительном кодексе закончился напоминаниями о протестах в Хабаровске и поправках в Конституцию, – в обзоре «7х7».

Жизнь и смерть на улице Красной

Девятиэтажный дом на ул. Красной, 29 находится по соседству с двумя памятниками культурного наследия - зданиями бывшего духовного училища и его общежития. Жители дома до сих пор не понимают, как строительной компании «Специализированный застройщик Лофт №1» удалось получить разрешение мэрии на строительство еще одного жилого дома и начать работы в охранной зоне.

Первая техника зашла на объект осенью 2019 года. По словам старшего по дому Виктора Паршина, с тех пор люди живут под шум и грохот, который не прекращается даже ночью. Дорогу во дворе разбили грузовые автомобили, а канализация несколько раз выходила из строя, потому что строители откачивали через нее грунтовые воды.

Забор стройки прилегает вплотную к дому на ул. Красной, 29. Фото Евгения Малышева

Кроме того, застройщик перекрыл жителям сквозной проезд через двор, поставив забор и складировав стройматериалы на полоске земли, вплотную прилегающей к стене дома и относящейся к придомовой территории девятиэтажки. Из-за этого начали возникать проблемы с доступом в подъезды.

29 мая 2020 года Геннадий Лазарев из 79-й квартиры почувствовал себя плохо, приехала скорая помощь. В этот момент рядом с подъездом разгружали очередной грузовик со стройматериалами.

­– Машина [скорой помощи] не смогла к подъезду подъехать, – рассказал Виктор Паршин. – Водитель сказал, что слишком узко, и он не сможет выехать задним ходом. И пока его [Геннадия Лазарева] вытаскивали на носилках, пока пробивали дорогу, он скончался на глазах у всего дома.

Владимир Мутовкин на встрече с жителями. Фото Евгения Малышева

27 августа двор посетила комиссия чиновников во главе с председателем городской думы Владимиром Мутовкиным. Ему рассказали историю смерти Геннадия Лазарева, но депутат пришел к выводу, что в этом виноваты жители дома.

– Она [скорая помощь] возможно не могла проехать, потому что жители этого дома перекрыли подъезд к дому, – сказал Владимир Мутовкин собравшимся людям. На встречу с ним вышли порядка 20 человек.

– Это ж надо?! – ответили ему жители. – И это депутат?! Народный избранник?!

 

Ошибка или воровство?

По словам Владимира Мутовкина, разрешение на строительство пятиэтажного дома застройщик получил в октябре 2019 года. Проект прошел государственную экспертизу, которая подтвердила соответствие всем градостроительным нормам. У властей нет оснований для остановки строительных работ и изъятия участка.

 Фото Евгения Малышева

При этом Владимир Мутовкин признал, что при продаже земли произошло наложение кадастровых границ и у дома на ул. Красной, 29 отняли полоску земли шириной 80 сантиметров. В разговоре с жителями Владимир Мутовкин назвал это кадастровой ошибкой.

– Это не ошибка! Это воровство конкретное! – сказал ему житель дома Николай Сидорин.

– С воровством, пожалуйста, [обращайтесь] не в администрацию, – ответил Владимир Мутовкин. – С воровством, пожалуйста, – в органы полиции, прокуратуры и ФСБ.

– Интересно вы говорите! Вообще-то администрация города продала, то есть своровала нашу землю! – настаивал Николай Сидорин. – В 2007 году был размежеван этот участок, при мэре Чернове.

– А вы видите среди нас Чернова? – спросил Владимир Мутовкин.

– Да вы что творите-то?! – возмутился один из жителей. – Вы председатель гордумы, и вы должны отвечать за действия администрации. Не важно, в каком году это было.

Глава гордумы Владимир Мутовкин. Фото Евгения Малышева

После этого Владимир Мутовкин поделился мнением, что в сложившейся ситуации отчасти виноваты сами жители, которые до сих пор не отмежевали землю под своим домом. Он предложил им либо обращаться в суд, либо договориться с застройщиком об установке публичного сервитута на спорный участок. Представитель застройщика Александр Андрюшин тут же заявил о согласии установить сервитут, но сообщил, что убрать забор и открыть сквозной проезд можно будет только после демонтажа башенного крана. Для этого придется подождать минимум четыре месяца.

– Мы почему должны страдать?! – кричали жители. – Здесь люди мрут, скорая помощь не может проехать, а вы нам заявляете: «Подождите!»

Жительнице дома на Красной, 29 Наталье Друзиной почти 80 лет, и она еле ходит. Раньше мусорные контейнеры стояли на месте строительной площадки, в двадцати шагах от подъезда. Оттуда же открывалась прямая дорога на магазин.

Теперь после появления забора людям приходится идти в обход: через две улицы, по разбитым дорогам. Поход до мусорных контейнеров и магазина занимает у пожилого человека примерно полтора часа: Наталья Друзина ходит медленно и периодически присаживается отдохнуть.

– Это очень неудобно, – согласился Владимир Мутовкин. – Но это не значит, что это неправильно с точки зрения закона. Если вас это [публичный сервитут] не устраивает, обращайтесь в суд.

 

Как спровоцировать социальный протест

Под конец встречи разговоры про тонкости градостроительного кодекса сменились рассуждениями о протестах в Хабаровске и неработающей Конституции.

– На прошедшем референдуме я голосовал за поправки в действующую Конституцию! – сказал Владимиру Мутовкину старший по дому Виктор Паршин. – Эти поправки призваны улучшить жизнь, сделать среду обитания доступной и комфортной!

– Никто не лишает вас этого права, – ответил Мутовкин. – Действуйте в рамках Конституции. Конституция вам предоставляет определенные права.

Виктор Паршин объясняет, что голосовал за поправки в Конституцию. Фото Евгения Малышева

– Так вы [городская власть] и лишили нас этого права! – сказал Николай Сидорин. – Вы считаете, что это норма?! А потом спрашиваете, почему в Хабаровске все это происходит.

– Хабаровск – это не Пенза, – парировал Владимир Мутовкин. Но уже через 20 минут после этих слов у строительных ворот встал местный правозащитник Юрий Вобликов с плакатом «Чистый воздух, сквер, природа нам нужнее небоскреба!».

Мутовкин предложил жителям определиться с планами: либо судиться за землю, либо поделить ее с новым застройщиком и согласиться на публичный сервитут. В том, что мэрия продала чужую землю, депутат нарушения закона не увидел и повторил, что считает это кадастровой ошибкой. Как существовать без сквозного проезда четыре месяца, Мутовкин не рассказал. 

Правозащитник Юрий Вобликов. Фото Евгения Малышева

По словам жителя дома Николая Сидорина, депутата пригласили, чтобы донести до него свою боль.

– Но мы не услышаны, – констатировал он. – Глава городской думы по сути сказал нам: вашу землю продали по ошибке, но все ваши мучения идут по закону. Именно так и рождаются социальные протесты. Нам что теперь остается? Выходить с лозунгами, что здесь творится беспредел.