В Рязани набирает популярность анонимный аккаунт в Instagram «Янтарная Береза», где публикуются иллюстрации — реакции на происходящие в городе события. Автор изображает на рисунках антропоморфные грибы, намекая подписчикам на местную поговорку «У нас в Рязани грибы с глазами». В том, какое послание заложил художник в своих иллюстрациях, попытался разобраться «7x7».
У «Янтарной Березы» около 500 подписчиков, но злободневные работы художника известны многим в Рязани. Карикатурные иллюстрации имеют фирменный стиль и узнаваемую красно-черную гамму цветов.
Художник изобразил арт-объект возле одного из баров Рязани — елку из противогазов (в данном случае вместо них — мертвые птицы), демонтированную в декабре 2019 года по инициативе городской администрации в связи с отсутствием разрешения на установку. Елку убрали на фоне пикетов горожан против загрязнения воздуха (активисты выходили на улицы в противогазах и масках). В конце прошлого года в Рязани массово гибли птицы, что художник также отразил в этой работе.
Автор аккаунта «Янтарная Береза» рассказал «7x7», что решил наполнить новым смыслом пословицу «в Рязани грибы с глазами»:
— Мои мухоморы — это домовые города, невидимые духи, которые ловят и отражают происходящее в нем, но в то же время живут в своем измерении, крайне редко пересекаясь с людьми.
На иллюстрации изображен один из двух железнодорожных вокзалов города — «Рязань-1», патрулируемый полицейскими в масках (отсылка к слухам о первом случае коронавируса в Рязанской области), — и главный герой — мухомор, который надел медицинскую маску неправильно — на глаза (отсылка к новости о китаянке, которая надела медицинскую маску на глаза, и мему «Если ты не видишь вирус, вирус не видит тебя»).
Художник признался, что ему не нравятся известные «пиджачные» и «душные» визуализации этого образа — такие как, например, скульптура в «Пьяном парке» (памятник «Грибы с глазами» был установлен в 2013 году в Нижнем городском парке, он является одной из самых популярных достопримечательностей Рязани). На его картинках изображены мухоморы, потому что в отличие от других грибов они обладают целебными свойствами, но при этом ядовиты и при неосторожном обращении могут убить. Эти качества формируют емкий образ, в котором соединены противоположности.
— Все хорошее и плохое, умное и глупое, что есть в нашем городе, — есть эти мухоморы. Они — лишь отражение того, из чего формируется социум. Да и, вдобавок ко всему, мухомор просто-напросто красивый, — рассказал художник.
Причин, по которым ему захотелось делиться творчеством, а не рисовать «в стол», несколько:
— Любое творчество — это в первую очередь диалог со зрителем. Мне интересно наблюдать, как преломляются мои идеи в призме сознания комментирующего, будь то негативные или позитивные отзывы, верно или неверно истолкованные идеи. Иногда люди наделяют неожиданным смыслом образы, которые я и сам до конца не понимал. Моя цель — заставить улыбнуться уставшего жителя города, выучившего свой ежедневный маршрут. Он пройдет мимо насквозь знакомого объекта инфраструктуры и подумает: «Блин! Я же только что видел здесь антропоморфного мухомора». Его обыденность немного исказится. А что дальше с этим делать — решать только ему.
Работая анонимно, автор «Янтарной Березы» признает, что при должной сноровке почти любой человек «извлекается на поверхность в полтора клика». Такая условная анонимность, по его словам, связана с образом, который он пытается сформировать у зрителя: «намного интереснее верить в то, что эти иллюстрации рисует огромная мицеллярная сеть, подключенная к интернету, нежели заурядный бородатый чувак с банкой выдохшегося пива».
Художник уже рассматривает идеи выхода в офлайн: перформансы, граффити, мерч. Концепция и идеи воплощения последнего уже прорабатываются и должны скоро выйти в свет.
— Но не ради коммерции, — уточняет «Янтарная Береза», — скорее ради фана. Ведь всем известно, что доллар — грязная зеленая бумажка.
В иллюстрациях помимо грибов и видов Рязани часто можно увидеть православные символы, церкви, а также реакции на громкие события с участием священнослужителей. Объясняет это художник консервативностью и патриархальностью духа Рязани.
— Допустим, меня крестили, как только я родился, особо не спрашивая. Также я не раз присутствовал на похоронах убежденных атеистов, которых отпевали в храме. Здесь православие настигнет тебя и перед, и за чертой жизни. Вокруг множество храмов, самый яркий символ города — три купола Успенского собора. Жизнь в городе не сахар, но апостол Павел учил: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Большинство горожан следует этим принципам. Я не могу оставить в стороне столь яркий аспект бытия, — отмечает автор Instagram-аккаунта.
В центре иллюстрации — Успенский собор Рязанского кремля. Один из самых ярких и узнаваемых символов города. Пять куполов этого православного храма изображены «Янтарной Березой» в виде мухоморных шляпок.
Настоятель рязанского храма в честь иконы Божией матери «Всецарица» Павел Коньков прокомментировал работы «Янтарной Березы» в довольно позитивном ключе:
— Тема с карикатурами вполне актуальная и современная, потому что позволяет посредством юмора и полушуточных иллюстраций акцентировать внимание на какой-то проблеме. Такие иллюстрации получают максимальное распространение, потому что это весело — как обычно, интернетом правят котики. А осадок остается вполне себе адекватный — но не стоит забывать, что это субъективное мнение конкретного человека, это не истина в последней инстанции.
Рязанский искусствовед Анастасия Кривошеева объяснила растущую популярность «Янтарной Березы» следующей схемой: символ города + актуальные проблемы = популярность.
— «Янтарная Береза» цепляет людей язвительностью и открытостью мысли, изобразить и донести в острой форме свою идею — это ценный навык. Художник сейчас играет роль автора тех самых сатирических карикатур из газет и журналов, которые были знамениты с XIX–XX веков. Это был способ изображения социальных, общественно-политических проблем, которые могли волновать весь народ, но мало кто мог об этом заявить. Сейчас газеты ушли на второй план, на первый вышли смартфоны, а колонки и карикатуры сменились на аккаунты в социальных сетях с постами и фотографиями к ним, — рассказала Кривошеева.
Вокалист рязанской группы Mexican Airlines Алексей Махатаев в беседе с «7x7» признался, что планирует сделать себе татуировку с иллюстрацией «Янтарной Березы».
— Это свежий подход для нашего города, большинство местных СМИ работают очень пресно, копируют друг друга, не гнушаются дешевым кликбейтом. А здесь сразу чувствуется индивидуальный подход, узнаваемый фирменный стиль, минимализм в цветовом решении, образ гриба как альтернативного маскота города. С автором я, кстати, знаком лично очень давно, это мой хороший приятель. Личность раскрывать, конечно же, не стану. Одну его конкретную работу попросил себе под эскиз татуировки — как дойдут руки, схожу набью, — сказал музыкант.
Рязанская экоактивистка Анна Керносова признается, что ей нравится, как «Янтарная Береза» изображает Рязань:
— Город нарисован с любовью: над ним сверкают молнии, его заполонили какие-то отрицательные персонажи, «грибы-гопники», но сам город — такой гордый и весь в белом. Такая подача созвучна моему восприятию Рязани. У него есть стиль, и он талантливо интерпретирует реальность, новости города и страны. СМИ и паблики города не могут позволить себе таких вольностей, а в анонимных сатирических комиксах можно все.
Первая публикация «Янтарной Березы» появилась в апреле 2018 года, с тех пор в его аккаунте опубликовано больше 100 работ, включая 19 мини-комиксов, несколько анимированных иллюстраций и даже новогоднее видеообращение к жителям Рязани.