Представитель тамбовской мэрии 30 октября потребовала от участников акции «Возвращение имен» разойтись, но активисты не послушались и почти час зачитывали имена жертв сталинских репрессий и политзаключенных наших дней. На сменяемом одиночном пикете побывала корреспондент "7х7".

«О преступлениях советского режима надо говорить громко, часто и много»

Сотрудник администрации области перед началом попыталась прервать выступления активистов. Она потребовала от собравшихся разойтись в течение 15 минут. Пришли и полицейские, и те, кто фотографировал активистов. Несмотря на это, координатор штаба Навального в Тамбове Диана Рудакова выступила и прежде всего обратила внимание участников акции на действия представителя администрации и полицейских:

- Они, наверное, до конца не понимают, что себя ассоциируют с теми людьми, которые десятки лет назад приходили ночью домой, арестовывали людей, расстреливали в подвалах. И вот с подачи таких же людей когда-то писались эти протоколы, писались "дела". Вот они сидели в таком вот уютненьком кабинетике и писали, и писали, и писали. А то, что вот эти "дела" вершили судьбы огромного количества людей, наверное, они не отдавали в этом себе отчета. В общем-то, пусть в какой-то малой толике, сейчас история повторяется.

В сменяемые одиночные пикеты встали около десятка человек. Каждый зачитал по предварительно розданным листам имена репрессированных в годы сталинского террора и политзаключенных наших дней, таких как фигуранты «московского дела», «ростовские мальчишки» и другие. Кто-то рассказывал и о своих родственниках, пострадавших в годы сталинского террора.

- Погибло огромное количество людей, событие, которое имело большую важность и значение в жизни нашей страны. Мы проводим акцию «Возвращение имен» по аналогии с тем, как мы вспоминаем погибших во время войны. Память об этих людях - наш долг перед ними. Второе — это желание не допустить повторения. Поэтому о преступлениях советского режима надо говорить громко, часто и много, - сказал «7х7» участник акции Андрей Поляков.

Идея рассказывать о современных политзаключенных принадлежала активисту и блогеру Сергею Степанову. Диана Рудакова его поддержала:

- Если мы перестанем говорить о политзаключенных, которые сейчас есть, то все может вернуться на круги своя. Возможно, не в таких масштабах, как это было раньше, но нужно просто представить, что эти люди сейчас одни, кто-то находится в СИЗО, они не знают, что будет дальше, оправдают их, не оправдают, отправят в колонию. И об этих людях также нельзя забывать, их имена нужно говорить. Их еще можно спасти, и только общественная огласка поможет в этом.

Утром 30 октября активисты Андрей Поляков и Владимир Жилкин стояли в одиночных пикетах против политических репрессий на Ленинской площади. Все прошло мирно. Присутствовали полицейские и те, кто подошли фотографировать.

Уведомление и отказ

Уведомление в мэрию о проведении акции «Возвращение имен» 16 октября подал журналист, историк, один из основателей общества «Мемориал» в Тамбове Владимир Середа. Он просил согласовать площадку у памятника тамбовскому мужику на Кронштадтской площади. Через три дня пришел ответ мэрии, что в то же время и в том же месте состоится другое мероприятие. Участникам акции памяти была предложена площадка в Рассказовом сквере, где сейчас расположен гайд-парк. Они отказались, так как там темно, безлюдно и далеко от города, и предложили провести пикетирование у закладного камня памятника участникам крестьянского восстания, который находится около Казанского монастыря, где в прошлом году все же с трудом «Возвращение имен» согласовали.

Мэрия ответила, что это невозможно, так как и у закладного камня в это время будет проводиться другое мероприятие, какое именно, чиновники не уточнили. Участники акции «Возвращение имен» просили администрацию Тамбова назвать организацию, которая займет площадки у закладного камня жертвам крестьянской войны и у памятника тамбовскому мужику в общероссийский День памяти политзаключенных, но ответа не получили.

- Рядом сегодня должны были проходить два каких-то массовых мероприятия, - сказала "7х7" Диана Рудакова. - Не знаю, что там, конкурс детского рисунка, запуск самолетиков или еще что-то. Как мы увидели, когда пришли к памятнику тамбовскому крестьянину, площадка вокруг него была полностью пуста, ни одного человека, то есть никакого мероприятия там не проходило. Акции «Возвращение имен» 29 и 30 октября согласовали без проблем по всей России и в центре Москвы, но Тамбов - особый город по градусу идиотизма местной администрации.

Возвращение имен «правильное» и «неправильное»

Заместитель главы администрации Тамбова Ольга Немтинова участвовала в молебне, который прошел 30 октября на территории Казанского монастыря, а акцию «Возвращение имен» рядом с монастырем власти не согласовали. Активист Андрей Поляков так прокомментировал действия властей:

- Они боятся всякого проявления общественной активности, несанкционированной с их стороны, бесконтрольной, самодеятельности со стороны людей им неподконтрольных и им не подчиненных. Это их напрягает, и они понимают, что люди оппозиционно настроенные проводят эти мероприятия, соответственно, это появляется в информационном пространстве, об их существовании узнает большее количество людей и они зарабатывают некую популярность и уважение, их это тревожит. Они хотят, чтобы никакая оппозиция ни в каком виде в информационном пространстве не присутствовала, поэтому и запрещают.

По мнению Полякова, активные действия мэрии по запрету акции, попытки ее остановить разжигают к ней дополнительный интерес в медиапространстве. Но вместе с тем мини-репрессии призваны запугивать, и это работает:

- Мы считаем, с одной стороны, что они дураки, но на самом деле репрессии и такие вот вещи эффект имеют, и мы это видим, потому что людей пришло значительно меньше и это очевидно. Старики практически не пришли. В прошлом году были какие-то родственники. Люди начинают бояться. Если бы это было все решено и не было никаких угроз и опасений, людей могло прийти значительно больше. Мы бы информировать могли гораздо шире. Эффект от этого есть, и они это прекрасно понимают. Да, они выглядят мерзавцами и негодяями, но они это знают. Они готовы эту цену платить за то, чтобы оставаться у власти.

Стоит ли ждать репрессий в Тамбове

- Последствия зависят от того, что будет принято в «Белом доме». Если решат пересажать, то какие-нибудь провокаторы напишут заявление, что мы махали руками, и ругались, и чего-нибудь вытворяли. Тогда могут быть какие-нибудь неприятности, если нет, то нет, - уверен Андрей Поляков.

Представители штаба Навального в Тамбове считают, что расплату за эту акцию отложат и их посадят перед началом какого-нибудь другого крупного события, чтобы они в нем не участвовали. Сотрудник штаба Игорь Сливин к возможным последствиям относится спокойно:

- Чем меня спецприемник может напугать, я пока не представляю, я сколько там раз уже был. Меня штрафы не пугают. За нас штаб платит с донатов. Но, если мне федштаб скажет, что заблокированы все счета, меня это все равно не остановит. Не могу ничего сказать про пытки и ломание костей, потому что мне их не ломали. У нас здесь в Тамбове такого не было, когда штаб Навального задерживали. Я выходил из квартиры, меня "винтили", я выходил из магазина, меня "винтили". Я знаю, что они будут делать, меня этим не удивишь. Единственное, что осталось, — в подворотне меня излупить. Я живу на Полынках, меня и так там могут в подворотне убить, потому что у нас там наркоманы и алкаши. Правоохранительные органы заблокировали мне все счета, арестовывали, изъяли технику. У меня нет ничего. Только машину осталось сжечь. Однако если я буду выражать свое недовольство, то есть вероятность, что в будущем, хотя бы в старости, я буду жить в нормальной стране и в какой-то мере обеспеченный всем.

Участники акции "Возвращение имен" предположили, что репрессии в таком масштабе, в каком они проводились раньше, больше невозможны благодаря огласке и распространению информации в интернете.

Во время акции подъехала полицейская машина и патрульные задали Андрею Полякову несколько вопросов, о которых он рассказал "7х7":

- Ничего страшного не произошло, просто полицейские сказали, что им поступило сообщение от какого-то негодяя по поводу нашего мероприятия. Соответственно, они должны принять меры определенные реагирования. То есть им нужно объяснение от кого-то, что происходило, и какое-то мнение с нашей стороны о том, что ничего противоправного не было. Вот именно это объяснение я дал. Это обычная рутинная практика.  


В 2019 году акция «Возвращение имен» прошла в 43 городах России и других стран. Первая акция состоялась в 2007 году в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади. Впервые в Сыктывкаре акцию организовало правозащитное общество «Мемориал» в 2015 году.