В Смоленске, в цехе бывшей обувной фабрики, 5 октября состоялся музыкальный концерт [Музыка. Машины]. Его организовал некоммерческий просветительский проект [МЕСТО: Смоленск], а деньги на проведение нашлись благодаря слушателям. Подробности — в репортаже «7х7».
Что такое [МЕСТО: Смоленск]
Организатором концерта стал некоммерческий культурно-просветительский проект [МЕСТО: Смоленск]. Он был создан в 2018 году и объединил четырех человек, которые родились в Смоленске, но сейчас работают в Санкт-Петербурге: режиссера Петра Чижова, драматургов Элину Петрову и Ксению Савальеву, продюсера Юлию Леленкову. Теперь они приезжают в родной город «делать театр, которого нет на Смоленщине».
— Я родился и вырос в Смоленске. Это мое исследование себя: что это за пространство, из которого я вырос? Я его могу понимать только в рамках своей профессии. Это узнавание города, из которого я вырос, и, конечно, боль, что тут не происходит никаких событий, — рассказал режиссер Петр Чижов.
Проект — частный и некоммерческий.
— Когда мы можем отдавать проекту время и средства — он существует, а когда нет — нет, — объясняет Чижов. — Мне интересно найти модель самостоятельной театральной компании, которая могла бы себя окупать и не ставить пошлость. Мне бы хотелось такую штуку сделать официальную, чтобы я понимал, что это работает. Потому что в театральном институте говорят, что театр — это то, что не окупается.
В этом году [МЕСТО: Смоленск] поддержали зрители, которые помогли собрать на концерт, по словам организаторов, «значительную сумму».
О концертах [Музыка. Машины]
Концерты [Музыка. Машины] — переосмысление формата, где в качестве сцены используются промышленные пространства.
В этом году исполнители, музыканты из проекта «Геометрия звука», разыграли в цехе бывшей обувной фабрики произведение молодого российского композитора Даниила Посаженникова по либретто драматургов [МЕСТО: Смоленск].
— Здесь до сих пор работают люди, которым эти воспоминания дороги. Здесь было очень интересно убираться — здесь есть большие кабинеты, заваленные какими-то старыми документами, бумагами. Дыхание жизни тут все-таки есть, просто оно какое-то истлевшее. Мы решили сделать такую партитуру, в которой есть документальные тексты — это небольшие воспоминания реальных людей. Плюс в библиотеке мы смотрели много книг об этой фабрике, плюс какие-то артикулы, которые мы находили в документах. Мы решили все это соединить с современной академической музыкой. И еще мы не обходим стороной само пространство, в этом смысле машины все равно будут звучать, — рассказала «7х7» драматург Ксения Савельева.
В 2018 году в помещении бывшего склада Смоленского льнокомбината участники [МЕСТО: Смоленск] организовали спектакль.
— Это было огромное заброшенное пространство. С одной стороны виднелся смоленский собор, с другой стороны — торговый центр «Галактика». И там у нас была другая штука: были наушники, группа спускалась по двадцать человек, в наушниках звучали воспоминания неких жителей о производстве, документальные сводки о льнокомбинате и некая инструкция. Такая театральная штука, когда мы с помощью текста обращаем внимание зрителя на отголоски прошлого.
Документальный театр как способ изменить реальность
— Плана, связанного с тем, чтобы эти цеха заработали снова, нет. И, наверное, в полном объеме производство не возобновится, мы не можем на это влиять, естественно. Мы скорее даем импульс к новому использованию пространства, — говорит Петр Чижов.
В качестве примера он привел бывший завод «Севкабель» в Санкт-Петербурге, превращенный в креативное пространство.
— В больших городах есть места, где остались производства, но они уже поглощены центром города. Производство не может быть в центре города, потому что людям просто трудно дышать. Соответственно, их [пространства] нужно как-то использовать, один из способов — отдать художникам. Они смогут осваивать их: играть здесь в театр, играть музыку.
Драматург Ксения Савельева считает, что концерт [Музыка. Машины] — это возможность обратить внимание жителей Смоленска на бывшее производственное помещение, чтобы дать ему вторую жизнь.
— Документальный театр, который основывается на реальной жизни, в принципе меняет реальность. Есть примеры, когда после спектаклей люди узнавали о тех местах, о которых они не знали, начинали интересоваться, — объясняет Савельева.
— 90% зрителей из Смоленска не знали о существовании этой фабрики (...) Поэтому документальный театр — это пространство, оно в принципе всегда изменяет его судьбу или дает какие-то виточки, чтобы что-то возобновилось или поменялось.
Смоленская обувная фабрика появилась в 1937 году на базе кустарной мастерской. В июле 1941 года помещение фабрики получило большие повреждения в ходе боев во время Великой Отечественной войны, и предприятие прекратило работу. Производство было возобновлено после войны.
В 1950 году на фабрике установили первый конвейер, и количество производимой обуви выросло на 70%. В 70-х годах фабрика справлялась с утвержденным планом в 642 тыс. пар в год. На предприятии, состоящем из четырех основных и четырех вспомогательных цехов и 16 отделов и служб трудилось 757 человек. В 1977 году фабрика перешла на выпуск обуви только клеевого метода крепления, в 1979 году был прекращен выпуск модельной обуви. В середине 1975 года фабрику передали в подчинение производственного объединения «Буревестник». В настоящее время фабрика существует как микропредприятие с двумя десятками сотрудников.