В понедельник 1 апреля в ярославском киноклубе «Нефть» состоится премьера фильма «Мы объявляем вам Весну» — о свободе творчества в девяностые и всплеске политической активности ярославцев в 2011–2013 годах. Его сняла местный режиссер-документалист Мария Сандлер и спродюсировал кинопрокатчик Андрей Алексеев. На первые показы ленты раскуплены все билеты. Авторы кинокартины рассказали «7x7», как за два года снять документальный фильм с бюджетом 100 тыс. руб.

 

 

Предыстория

Создатели картины «Мы объявляем вам Весну» долго вынашивали идею проекта о расцвете политической активности в Ярославле в 2011–2013 годах. Прежде чем перейти к съемкам, им пришлось пройти через серию неудач. Изначально финансовую поддержку проекту через питчинг (отбор идей для фильмов) предлагало объединение «Делай фильм», но сотрудничество с ними не сложилось.

Тогда Андрей Алексеев (А. А.) и Мария Сандлер (М. С.) решили действовать самостоятельно. Они запустили краудфандинговый проект на сайте Planeta.ru, но это принесло им только половину от запланированных 200 тыс. руб. Нехватка денег не остановила режиссера и продюсера, и они приступили к съемкам в свободное от работы время.

Работа над фильмом шла два года. Итог — 75-минутная серия интервью с 16 героями, которые активно участвовали в политической и культурной жизни в разные периоды истории Ярославля — от «Народного фронта» (стихийное движение, зародившееся во время перестройки), — до избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, которые подарили городу таких ярких политиков, как Евгений Урлашов и Борис Немцов. О том, что двигало создателями кино — в семи «мгновениях» ярославской весны.

 

Мария Сандлер и Андрей Алексеев. Фото Ильи Бесхлебного

 

Мгновение первое. Девяностые

М. С.: Девяностые — это вообще самые лучшие годы в моей жизни. Мы были молоды, мы все могли, все воплощалось на раз. Я сама вертелась в культурной и театральной тусовке: сначала мы были просто посетителями сейшенов, потом стали организовывать что-то свое, участвовали в фестивале современного искусства «Дар» [проходил в Ярославском художественном музее]. Мы не чувствовали никаких препятствий. Мы не придавали значения «лихости» девяностых. Я помню, как я «растягивала» один окорочок на неделю: из косточки суп сваришь, из кусочков плов сделаешь. Свободы политические раскрепостили не только творческую сторону жизни, но и религиозную. Стали открываться храмы, люди начали задумываться о духовной жизни. И это тоже очень важное влияние свободы. Просто сейчас многие верующие открещиваются от этих тем («Народный фронт», Горбачев, Ельцин), очень негативно относятся к этому, забывая, что именно политические свободы обеспечили и свободу вероисповедания.

 

Мария Сандлер на съемках фильма. Фото Лады Ивановой

 

Мгновение второе. Ожидания и реальность

М. С.: Изначальной идея была в том, чтобы снять «топологию ярославской весны», когда в 2011–2013 годах в Ярославле нашли поддержку избирателей такие политики, как Евгений Урлашов и Борис Немцов [первый избрался мэром Ярославля в 2012 году, сейчас отбывает наказание по обвинению в коррупции, второй, избранный депутатом Ярославской облдумы в 2013 году, убит два года спустя под стенами Кремля]. Мы не знали, что у нас получится, хотели показать места в городе и события, которые с ними связаны. Мы просто пошли снимать тизер для питчинга. Действовали интуитивно — не было времени ни о чем подумать. Я понимала, что нужно отразить городское свободомыслие, и понятно, что весны у нас были не единожды, а политические перемены рождали изменения в культуре. Весной 1990-х я сама активно принимала участие в жизни города. 

А. А.: Изначальная идея кардинально трансформировалась. Мы поняли, что не хотим снимать сугубо политическое кино, мы хотим показать жизнь города в объеме. Получился промежуток с 1989 по 2018 годы. И в этом отрезке собралось больше общественного и культурного, чем политического.

 

 

Мгновение третье. Сложности

М. С.: Сложностей была куча. Например, я как оператор и режиссер не могла брать заказы, пока работала над фильмом, — сама все монтировала. У нас не было привычной драматургии — были всплески и падения культурной жизни. Снова всплеск и падение. Сложно было это выстроить в линию.

А. А.: Отснятого материала было очень много [около 30 часов отснятого видео превратилось в 75 минут фильма], выстроить речь героев в одно связное повествование было сложно.

М. С.: Было сложно выбрать лучшее из рассказов наших героев, потому что про каждого можно снять фильм. Я в них всех влюбилась, особенно когда монтировала. Очень трудно было «обрезать» их реплики.

 

Мгновение четвертое. Аудитория фильма

М. С.: Это прежде всего фильм для [людей] нашего возраста. Тут никак нельзя уйти от авторской позиции. Интересно это нам, а важно и полезно — для молодежи, чтобы они почувствовали — то, что они имеют, родилось не на пустом месте. Важно, чтобы они ощутили себя продолжателями и не сдавались.

А. А.: Развитие по спирали — это не всегда плохо, то, что происходило в девяностых, вполне может повториться еще и еще. Мы хотели, чтобы аудитория была шире за счет молодых зрителей на YouTube.

М. С.: Как и возраст наших героев: от 16 до 92 лет.

 

Мгновение пятое. Нулевые годы

М. С.: Мы считаем, что это безвременье, там ничего не происходило, поэтому оно не нашло отражение в фильме. Люди занимались заработком денег, герои говорят, что это убило вообще все начинания. Это «сытые» годы.

 

Мгновение шестое. Жизнь в «замкадье»

А. А.: Мы бы хотели, чтобы наша история воспринималась, как универсальная для всей России. Чтобы люди в разных городах России, взглянув на Ярославль, поняли, что и у них жизнь есть. Хоть они и проживают в глубоком российском ... «замкадье», как и все мы. Надеемся, что через фестивали сможем донести это до других городов.

 

Мгновение седьмое. Что рассказывать детям про девяностые

А. А.: О девяностых нужно рассказывать, как об экономически тяжелом времени для России, через которое мы должны были пройти в условиях слома социалистической системы. Эти времена должны войти в историю как времена свободной прессы, конкурентных выборов, свободы, которой всем нам не хватает.


Мария Сандлер — автор документального фильма «Пустые холмы 2011», «Архыз – чистые горы», «В мире Прекрасного» и многих других, шесть лет руководила молодежной киностудией. Сандлер называет себя «свободным художником». 

Андрей Алексеев — директор ярославского киноклуба «Нефть», в 2018 году он вместе с Сандлер занимался съемками документального мини-сериала «Ярость» про столетие ярославского восстания 1918 года.