В управлении Следственного комитета по Кировской области 5 февраля состоялась коллегия ведомства. На ней главный следователь Айрат Ахметшин рассказывал об итогах работы за 2018 год и говорил, что «качество следствия не снижается». Он раскритиковал своих подчиненных за то, что не во всех муниципалитетах были найдены коррупционные преступления и потребовал это исправить. Работу его ведомства в свою очередь критиковали его коллега из прокуратуры Николай Журков и председатель областного суда Константин Егоров — качество следствия хромает и появляются оправдательные приговоры. «7x7» публикует самые важные тезисы из их выступлений.
Как следователи отработали в 2018 году
В 2018 году следователи региона зарегистрировали более 6,5 тыс. сообщений о преступлениях и возбудили более 2 тыс. уголовных дел. Было расследовано 2,5 тыс. преступлений, треть из них ― тяжкие и особо тяжкие. В прокуратуру с обвинительным заключением направлено 1,7 тыс. уголовных дел.
― Благодаря конструктивному подходу мы поддерживаем стабильно высокие результаты по всем основным видам деятельности, что говорит о профессионализме сотрудников и реализации основного предназначения ведомства. В 2018 году не допущено снижения качества следствия, ― сказал глава управления регионального СК Айрат Ахметшин.
За год следователи получили 350 сообщений о коррупции, на их основе возбуждено около 300 уголовных дел. По оценке ведомства, по итогам 2018 года в Кировской области стало гораздо больше дел, возбужденных по фактам мошенничества с использованием служебного положения (рост в три раза по сравнению в 2017 годом) и злоупотребления должностными полномочиями (рост в два раза), получения взяток и коммерческих подкупов (рост в два раза). Коррупцию нашли, например, в действиях членов муниципальных избирательных комиссий, областного управления Росреестра, министерства здравоохранения и 12 глав районов.
Но Ахметшин остался недоволен тем, что в некоторых муниципалитетах дел против коррупции не возбуждали:
― Не было зарегистрировано ни одного коррупционного преступления в Сунском, Богородском, Лебяжском, Пижанском, Даровском, Немском, Верхошижемском, Подосиновском районах области. Единичные случаи выявлены в Куменском и Уржумском районах. В связи с этим требую от руководителей этих следственных подразделений добиться изменения ситуации в 2019 году. [Можно] взять в пример Малмыжский район: его руководитель неоднократно заслушивал [от руководства претензии] о неудовлетворительных итогах борьбы с коррупцией, после этого он сумел наладить работу ― в итоге был возбужден ряд уголовных дел в отношении главы района по факту получения взяток, ― рассказал Ахметшин.
Кроме того, в 2018 году следователи раскрыли более 20 налоговых преступлений, в итоге в бюджет области было перечислено около 300 млн руб.
В планах управления на 2019 год — «обращать пристальное внимание» на переселение людей из аварийного жилья, госзакупки, капремонт, обманутых дольщиков.
На что указал областной суд
Председатель областного суда Кировской области Константин Егоров сообщил, что в 2018 году суды вернули прокурорам 75 дел.
― Цифры значительные, конечно, ― заметил он.
Егоров уточнил, что не во всех случаях он согласен с тем, что дело нужно было вернуть в прокуратуру ― иногда, по его мнению, вины следователей не было, а недочеты можно было устранить во время судебного процесса.
По просьбе коллегии облсуда по уголовным делам, Егоров обратил внимание следователей на ненужность психофизиологических исследований и лингвистических экспертиз, которые в суде исключают из числа доказательств как недопустимые.
― Ваши любимые экспертизы «с целью установления достоверности показаний»… Вы же понимаете, что вообще-то занимаетесь пустой тратой времени? Еще в обзоре 2012 года Верховный суд России указал, что эти исследования не соответствуют процессуальному законодательству, а потому подлежат исключению, ― напомнил председатель облсуда.
На что указала прокуратура области
По словам прокурора Кировской области Николая Журкова, в 2018 году стало меньше прекращенных уголовных дел, следователи начали активнее налагать арест на имущество подозреваемых и обвиняемых. Он считает, что итоги года говорят о необходимости улучшить качество следствия и усилить прокурорский надзор.
В 2018 году прокуратура признала незаконными 236 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. С 15 до 25 (более чем на 60%) увеличилось число дел о преступлениях, которые были выявлены и поставлены на учет только после отмены прокурором «необоснованных решений следствия». По мнению Журкова, это свидетельствует о поверхностном проведении проверок и неверной оценке собранных материалов.
Прокурор рассказал, что в области стало в три раза больше случаев, когда суды отклоняли ходатайства следователя об аресте обвиняемых. На 52% (с 19 до 29) выросло число человек, которые «подвергались мерам процессуального принуждения» и которые в суде получили право на реабилитацию. Из них 13 человек содержались под стражей, пока суд не предоставил им право на реабилитацию.
— Четыре лица были оправданы судом, что также больше, чем в 2017 году. В 2019 году, к сожалению, уже вынесли оправдательный приговор. Его причиной стали многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства со стороны следствия. Очевидцы не допрошены, опознание проведено с грубым нарушением закона, протокол осмотра вещественных доказательств оказался сфальсифицирован. Сами понимаете, при таких обстоятельствах крайне сложно ставить вопрос об обжаловании этого приговора, ― заявил прокурор.
Представитель областной прокуратуры Денис Сухомлин отказался пояснить «7x7», какого именно дела касалась фраза Николая Журкова. Он сообщил, что ведомство «не комментирует оправдательные приговоры, потому что есть и другие инфоповоды».