В октябре ярославские власти отметили два юбилея — 100 лет комсомолу и 80 лет расстрела репрессированных под деревней Селифонтово. «7x7» сравнил, как праздновали два юбилея чиновники и о чем им напомнили пользователи соцсетей.

 

«Могли ли себе представить 50 лет назад комсомольцы, что их будут олицетворять три пера?»

В связи с юбилеем Коммунистического союза молодежи ярославские власти 25 октября вскрыли капсулу памяти от комсомольцев из 1968 года, которая была заложена на территории завода «Лакокраска». 

 

Фото Ильи Бесхлебного

 

Фотограф Илья Бесхлебный опубликовал это послание полувековой давности:

«Здравствуй, комсомолец 2018 года! Здравствуйте, удивительные умы! Здравствуй, племя молодое незнакомое! Из толщ минувшего века комсомол шестидесятых годов протягивает тебе свою руку. Как живешь, друг? Любишь ли нашу землю, нашу колыбель так, как любим ее мы? Держишь ли на ладони камень с Марса? Чем прославил свой древний город? Какие чудо-краски подарил Родине? У нас с тобой — фантастическая родословная: штурм Зимнего, Кронштадтский лед и Каховка, коммуны и колхозы, Магнитка и Турксиб, подполье Краснодона и Мамаев курган, заря космической эры человечества. У нас с тобой — единая цель: утверждать делом самое справедливое и счастливое общество на земле. <...>

2018 год. Серебро времени украсит головы многих из нас, а некоторые, может, не доживут до этих лет. Но помните: ваши деды и прадеды всегда с вами, и те тополя, что посажены на берегу Волги нашими руками, еще долго будут шуметь листвой и напоминать вам о комсомольцах шестидесятых годов. Придет время, и ваши руки построят новые заводы и вырастят новые тополя, среди вас вырастут новые герои труда, будут достигнуты новые, удивительные свершения».

 

Фото Ильи Бесхлебного

 

На Комсомольской улице в центре Ярославля установили мемориальную табличку.

 

Фото Даниила Кузнецова

 

В сквере напротив кинотеатра «Родина» открыли памятник комсомолу — «Паруса юности» с ночной подсветкой.

 

Фото пресс-службы ярославского муниципалитета

 

Комсомол и бюджет

Пользователи соцсетей поспорили об этичности трат на этот памятник бюджетных средств.

Наблюдатель Антон Шейнин написал:

«Комсомолу, дорогие товарищи, вечно (с 1991 года) 73 года. Ибо он есть явление историческое. И вряд ли настолько актуальное, чтобы тратить на памятник столетию ВЛКСМ восемь миллионов рублей при несходящемся бюджете».

Блогер Александр Щербаков напомнил пару фактов о юбиляре:

«Мне все равно непонятно, как связаны бюджет Ярославской области и комсомол. При том, что у первой долгов 41 млрд руб., а второй самораспустился почти 30 лет назад. Жаль, что на открытии памятнику ВЛКСМ не было праздничного молебна. Тогда бы кольцо абсурда замкнулось».

 

«Спасибо Комсомолу, что научил ценить свободу»

Кинопрокатчик Андрей Алексеев похвастался тем, что комсомол прекратил свое существование за год, как ему положено было в него вступать:

«Комсомолу 100 лет в обед. В Ярославле по этому поводу заметны масштабные торжества, и правильно: не отмечать же 100 лет подавления июльского восстания 1918 года, похоронившего не одну сотню городских жителей и навсегда изменившего облик нашего исторического центра, верно? Вчера вскрыли капсулу времени, заложенную ровно 50 лет назад на территории «Лакокраски», и ужаснулись: потомки тех самых комсомольцев 1960-х годов до сих пор не то что не долетели до Марса, но даже на орбиту Земли под руководством Дмитрия Рогозина добираются теперь с трудом. Советская страна распалась, «Лакокраска» еле сводит концы с концами, молодежь слушает Монатика и Фэйса, а РПЦ порвала с Константинополем (из чего следует, что бог, оказывается, есть).

Сегодня же по случаю векового юбилея открыли памятник в сквере. Композиция, выстроенная на деньги налогоплательщиков, получилась не по-комсомольски абстрактная: те парни и девчата из райкомов и обкомов, которые составляли гордость ленинской молодежи, и представить себе не могли, что символизировать их организацию 100 лет спустя будут какие-то три пера. <...> Кстати, что это должно символизировать? Ветер снова дует в нужную сторону и наполняет идеологические паруса? Держим верный курс на возрождение дела Ленина?

Считаю огромной своей жизненной удачей, что комсомол отменили примерно за год до того, как мне по возрасту полагалось в него вступить: не приходится лицемерить сегодня, издеваясь над совком, осеняя себя крестным знамением на входе в церковь, оставаясь собой в своих взглядах на устройство мира. Спасибо тебе, комсомол, за то особенно, что научил ценить свободу — вне тебя».

 

«Лишили памятник сути» 

Депутат Ярославской областной думы от КПРФ Алексей Филиппов раскритиковал композицию нового памятника:

«Ужасный монстр ни о чем. Я, конечно, понимаю, зачем это. Размыть. Лишить памятник сути. А если точнее — идеологии. Кастрировать его. Ничего от Всесоюзного Коммунистического Союза Молодежи там нет. Абсолютно ничего. А уж от его столетия и тем более. Его можно назвать как угодно. От „Полет Гагарина“ до „Строители БАМа“. Но здесь прослеживается и еще одна „подводная мина“ — отучать людей (и что страшнее всего — молодых!) видеть естественное, искажать благодаря этому сознание, вывихивать его, приучая видеть абстракцию и наделяя ее качествами, несуществующими в природе. Это не просто грустно. Это отчаянно печально».

 

«Кто более ценен для матери-истории?»

В то же время в начале октября незаметно прошел другой важный юбилей в истории области — 3 октября исполнилось 80 лет расстрелу в Селифонтове Ярославского района. У этой деревни в 1938 году за четыре дня сотрудники НКВД расстреляли 187 человек. В их числе были священники, партийные функционеры Ярославской области, комдив Евгений Даненберг и архитектор Волковского театра Николай Спирин. Захоронение оказалось заминированным, поэтому там не стали проводить раскопки и эксгумацию, а в 1994 году поставили мемориал с фамилиями всех убитых.

У Селифонтове 4 октября побывало несколько делегаций от властей Ярославской и Костромской областей, правительства Москвы и Ассоциации жертв политических репрессий. Они отремонтировали памятник, посадили рядом несколько елей, возложили венки, помолились.

 

Дело Николая Спирина в музее истории Ярославля
Фото пресс-службы ярославского муниципалитета

 

Ярославский адвокат Ирина Чистова 26 октября написала у себя в Facebook, что власти Рыбинска в Ярославской области не разрешили установить за средства активистов мемориальный знак в честь архитектора Волковского театра в восьмидесятую годовщину его смерти:

«В разминированной (в начале 90-х прошлого века) яме расстрельного полигона Селифонтово покоится Николай Александрович Спирин, архитектор, автор здания Волковского театра или, как его любят называть наши чиновники и СМИ в пиар-здравицах, — Первого Русского театра. С месяц назад комиссия при администрации города Рыбинска отказала ярославцам и рыбинцам в установке памятного знака последнего адреса архитектора. Скромного и не претендующего на бюджетные деньги — граждане готовы профинансировать его возведение за свой счет. Еще один памятник, которому до сих пор не позволяют появиться, тоже в Рыбинске — жертвам Волголага. Несколько лет назад представленный на фото проект архитектора Жданова победил в конкурсе, итоги которого были утверждены администрацией. Но почему-то в 2016 году последняя вдруг решила, что денег на утвержденный ею же проект все равно в бюджете нет и не предвидится, так что пусть построят часовню... Правда, пока ничего не строят. Очень надеюсь, что светскому мемориалу Волголага суждено быть. Резюме? Не будет. Только вопрос: кто более матери-истории ценен?»

 

Проект памятного знака в честь архитектора Спирина. Фото Ирины Чистовой

 

Справка

Согласно официальной биографии, мэр Рыбинска Денис Добряков шесть лет отслужил в Федеральной службе безопасности. Его избрали  на пост градоначальника в 2016 году.

Ко Дню памяти жертв репрессий приурочили открытие выставки в Музее истории города. На церемонии присутствовал только один представитель власти — депутат муниципалитета Миша Халтян.

 

Столетие крестьянского восстания

Гражданский активист из Брейтовского района Ярославской области Андрей Тутариков в своем Facebook напомнил, что в октябре 100 лет исполняется еще одному историческому событию:

«В ночь с 26 на 27 октября 1918 года, то есть ровно сто лет назад, на землях современных Брейтовского и Некоузского районов Ярославской области вспыхнуло крестьянское восстание. О нем по сравнению с июльским 1918 года ярославским мало кто знает, хотя по масштабам и размаху для этой территории оно вполне с ярославским сопоставимо.

 

Поклонный крест в селе Веретенье в память о крестьянском восстании 1918 года. Фото Андрея Тутарикова

 

Восстание продолжалось пять дней, охватило семь волостей Мологского уезда, блокировало железнодорожное сообщение между Ярославлем и Петроградом, разорвало телефонную и телеграфную связь с Мологой. На его подавление были брошены отряды чекистов из Ярославля, Рыбинска, Мологи, Углича, Мышкина, Красного Холма и Весьегонска. При подавлении восстания погибло и было ранено около двухсот человек.

Разбор причин восстания показал удивительную вещь: крестьяне, поддержавшие их священники, демобилизованные офицеры выступали не против советской власти как таковой, а против произвола Мологской уездной чрезвычайной комиссии: реквизиция у местного населения денег и ценных вещей, откровенный грабеж, изъятие скота, продуктов, личных вещей. А также — откровенная грубость и презрительное отношение новой власти к людям.

Дело скрыть не удалось, вскоре после подавления восстания дурные вести докатились до Народного комиссара внутренних дел РСФСР. Заигравшихся во вседозволенную власть мологских чекистов арестовали и провели расследование. В ходе обыска в квартире председателя Мологской УЧК нашли целый музей, заполненный картинами, золотыми и серебряными предметами, дорогой мебелью. Но вот незадача: расследование показало, что чекисты чисты, причины в другом: „…Восстание произошло ввиду... халатности волостных совдепов и комитетов деревенской бедноты“. Дело было прекращено, вещи никому не вернули.

Уроки истории. Злоупотребления власти — это зло во все времена. Злоупотребления с оружием в руках — зло вдвойне. Не только сто лет назад».