Члены ЛДПР и «Справедливой России» в Коми 19 сентября на суде по делу экс-председателя избиркома республики Елены Шабаршиной заявили, что комиссия не препятствовала их работе, ко всем партиям относилась одинаково. Также на заседании допросили свидетеля со стороны защиты, заместителя руководителя ПАО «Совкомбанк» Юлию Шатунову, которая была понятой при личном обыске обвиняемой. Подробности — в материале «7х7».
«Все по закону»
Первой на заседании допросили юрисконсульта «Авторадио-Сыктывкар» Галину Нагаеву, которая является заместителем координатора регионального отделения ЛДПР с 2010 года. Она рассказала, что кандидатов в депутаты Госсовета Коми и Совета Сыктывкара выбирают на конференции регионального отделения или координационным советом, этот список согласовывают только с высшим советом партии. Все конференции, по словам Нагаевой, проходят открыто, на каждую «в обязательном порядке» приглашаются работники Министерства юстиции Коми, а на связанные с выборами — члены избиркома или представители территориальных комиссий. Нагаева добавила, что вмешательства в деятельность партии со стороны властей или избиркома не было, потому что они «не имеют права».
По словам Нагаевой, регламент избиркома республики говорит о независимости в предпочтениях какой-либо партии. Она, как и остальные свидетели, заявила, что не знает о нарушениях в работе комиссии или самой Шабаршиной:
— Сколько я была на выборах и общалась с Шабаршиной Еленой Викторовной по поводу выборов, никогда не было ничего замечено. Всегда четко, профессионально, по закону.
Члены партии «Справедливая Россия» Михаил Завалин и Алексей Канев и бывший член избирательной комиссии республики Валентина Проскурова подтвердили, что заседания в Избиркоме Коми проходили открыто, в том числе в присутствии СМИ, а на их мнения лично никто не влиял. С ними согласилась ведущий специалист отдела кадров Сыктывкарского университета имени Питирима Сорокина Ольга Любрехт, которая была членом избирательной комиссии с 2007 по 2016 годы. По словам Завалина, экс-заместитель главы региона Алексей Чернов в Избиркоме Коми не появлялся, а бывший начальник управления информации администрации главы республики Павел Марущак был на заседаниях лишь дважды. Завалин также рассказал, что его партия могла получать сведения с избирательных участков раньше избиркома от наблюдателей и членов участковых комиссий. Все свидетели охарактеризовали Шабаршину как профессионала.
«Была бледная, без косметики»
Шатунова присутствовала при личном обыске обвиняемой в 2016 году. Она подтвердила, что ознакомилась с протоколом и подписала его. Что именно изъяли у обвиняемой, кроме банковских карт, Шатунова вспомнить не смогла. По словам свидетеля, Шабаршина была в подавленном состоянии:
— Она была бледная, без косметики. Не особо разговаривала, только поздоровалась со всеми, и больше ничего.
В конце заседания судья зачитал телефонограмму о том, что бывшего вице-премьера Коми Константина Ромаданова не могут этапировать в Сыктывкар по постановлению Следственного комитета. Его вместе с экс-главой республики Вячеславом Гайзером допросят при помощи видеоконференцсвязи в октябре.
Дело о взятке в особо крупном размере против бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. Ее обвиняют в том, что она передавала важную информацию об избирательных кампаниях сотрудникам администрации главы Коми, за что получала взятки — всего 6 млн 680 тыс. руб.
Шабаршина написала явку с повинной, но после отказалась от нее. Во время заседаний она настаивает, что никаких доказательств того, что она передавала сведения о ходе кампаний фигурантам дела Гайзера, нет. Обвинение бывшего председателя Избиркома Коми во многом построено на показаниях бывшего вице-премьера Коми Константина Ромаданова, который пошел на сделку со следствием, был осужден на семь лет в колонии строгого режима и штрафу в 170 млн руб.
Засекреченный свидетель, который работал председателем участковой комиссии, рассказал о «людях Чернова», которые дежурили в подвале мэрии. Еще один свидетель объяснил, как на выборах 2011 года «Единая Россия» приписала себе по Сыктывкару более 30 тыс. голосов.
На предыдущих заседаниях свидетели со стороны защиты заявляли, что не видели в работе Шабаршиной нарушений и не знают ничего о каких-либо договоренностях обвиняемой и бывшего руководства региона, арестованного в 2015 году по подозрению с создании организованного преступного сообщества.