К 09:00 18 марта наблюдатели на выборах президента со всей республики успели оставить около 400 сообщений в общем телеграм-чате, обмениваясь информацией. В течение дня к чату подключались новые люди, переписка была особенно бурной в первой половине дня. Ближе к вечеру корреспондент «7x7» отправилась в штаб Алексея Навального в Сыктывкаре, чтобы проверить, как работают координаторы наблюдателей. В штабе было тихо.

 

Анатолий Мишарин

 

— Ну а что вы хотите, все по участкам разбежались, — разводит руками координатор штаба Анатолий Мишарин. Он следит за сообщениями о нарушениях и время от времени консультирует наблюдателей. Кроме него в штабе молодой человек, представившийся Михаилом — один из тех, кто смотрит онлайн-видео с участков, оставшихся без наблюдателей. За ним закреплен участок Московской области.

— Я только сегодня зарегистрировался, и мне предложили то, что осталось, — объясняет Михаил.

Время от времени он подменяет других таких же наблюдателей, которым понадобилось отойти от экрана. Пока мы говорим, он присматривает за еще одним участком — в Дагестане. Михаил должен следить за явкой и за тем, чтобы не было вбросов. Серьезных нарушений, по его словам, он не зафиксировал.

— Было, когда люди по двое заходили в кабинку. Но это не тот случай, о котором нужно сообщать в штаб, — говорит Михаил.

— Сейчас у нас два подозрения на случаи с признаками нарушений: есть сигнал с шахты «Северная» в Воркуте, там один рабочий рассказал, что их принуждали голосовать, но он не предоставил доказательств. Еще один из наших наблюдателей сообщил, что к нему на участок пришел избиратель и пожаловался, что работодатель принудил их прийти и проголосовать. Но назвать компанию, в которой работает, он не может — боится увольнения, — рассказывает Анатолий Мишарин.

 

 

 
 
 

 

По его словам, в штаб поступают сообщения и о том, что избирателей массово подвозят автобусами, в основном из северных городов республики. Но доказать, что людей принудительно отправляют голосовать, очень сложно, потому что они боятся признаться в этом. А работодатель, предоставивший транспорт, всегда может сослаться, что исполнял свой гражданский долг, помогая работникам добираться до участков. Не нравится Мишарину и идея розыгрыша гаджетов среди избирателей или подарки тем, кто проголосовал.

— Если на участках выдают одноразовые билеты в бассейн, кино или еще куда-то или предоставляют какие-то скидки — это подкуп активного избирательного права граждан, — подробно объясняет он.

Вечер в штабе Навального оказывается менее напряженным для координатора, чем утро, и можно спокойно пить чай или кофе с печеньем.

— Нет, не госдеповское, все печенье наше, российское, — очень серьезно отвечает Анатолий, когда корреспондент вспоминает шутку о «печеньках госдепа» для оппозиции. Воспользовавшись перерывом, Мишарин рассказывает, как в октябре прошлого года он с другими активистами штаба ходил по квартирам сыктывкарцев и рассказывал людям о Навальном и его программе.

 

 

— К бюджетникам заходим — они знают Навального, знают положение дел в России. Один представился нам членом «Единой России» и сказал, что знает эту систему изнутри и поэтому разделяет идеи Навального. Был даже полицейский, который к нам нормально отнесся. Но из тысячи квартир была одна, хозяин которой на нас набросился. Оказалось, это бывший летчик, служил в Афганистане. Он сказал, что уверен: для России есть угроза со стороны США. Я спросил, как он относится к тому, что его соратники по ветеранскому движению лишились льгот после соответствующего указа Гапликова, которого поставил Путин. Он ответить мне не смог, но перестал вести себя агрессивно и просто ушел, — рассказывает Анатолий.

По его словам, он часто беседует с людьми, и многие из тех, которым «плевать на политику», говорят, что хотят уехать из России. Он вспоминает и самого активного сторонника Путина, который попался во время осеннего обхода квартир.

— Этот человек по всем признакам был малоимущим: у него была очень бедная квартира, из которой доносился неприятный запах, очень поношенная одежда. Мне показалось, что он выпивает. И вот именно он был за Путина, сказал, что Путин его кормит.

 

 

Через некоторое время приходится уйти на митинг-концерт в честь присоединения Крыма, чтобы вернуться в штаб уже после девяти вечера. К этому времени там уже знают, что явка по Коми превысила 60%. Мы говорим с Анатолием Мишариным о неизбежности победы Путина на этих выборах. Напоследок остается риторический вопрос о том, что было бы, если бы Навального допустили до выборов.

Летом, когда я проводил агитацию на улице, картина была примерно такая: 30% людей из тех, с которыми я разговаривал, знали и поддерживали Навального, большая часть (60-70 процентов) была аполитична. Эти люди говорили, что не верят никому, при этом половина из них вообще хотела уехать из республики и страны. И только 1-5 процентов угрожали нам или высказывались абсолютно в поддержку Путина. Когда мы проводили агитацию в Максаковке (поселок, относящийся к Сыктывкарскому городскому округу) в первый раз, нас не слушали или даже относились к нам негативно. А потом мы туда приехали через два месяца, Навального уже знали и никто о нем негативно не высказывался. Из всего этого я могу предположить, если бы Алексея Анатольевича допустили к выборам, соответственно к федеральным СМИ, его процент избирателей мог бы быть очень высоким. Если отталкиваться от выборов мэра Москвы, где Навальный занял второе место, набрав 27 процентов в далеком 2013 году, то, думаю, смело можно назвать возможную цифру на этих выборах — 40-45 процентов с учетом его годовой предвыборной кампании, в рамках которой он посетил более 50 городов, — рассказывает Анатолий и жизнерадостно улыбается.

 

 

Он считает, что одна из основных проблем страны — это пропаганда и отсутствие информированности граждан, значит, и после выборов надо продолжать бороться именно с этим и как можно больше говорить с людьми.


Штаб Навального в Сыктывкаре открылся в Сыктывкаре в июле 2017 года, после того, как в Сыктывкаре прошел один из самых массовых митингов за последние несколько лет. Разрешенная акция была направлена против коррупции, ее участники выступили с критикой действующей власти. Осенью активисты и волонтеры штаба продолжили агитировать людей за своего кандидата в президенты и рассказывать им о проблемах в стране. 

После того, как Алексея Навального не допустили к президентским выборам, активисты штаба в конце января провели в Сыктывкаре митинг за бойкот президентских выборов и призвали граждан участвовать в наблюдении за голосованием.