В середине ноября 2017 года в рязанском районе Голенчино, за психиатрической больницей имени Николая Баженова, спилили часть деревьев старой дубовой рощи. Выяснилось, что этот участок рощи является частной территорией. Но градозащитники утверждают: в зоне городских парков и скверов частной территории быть не может. Корреспондент «7x7» разбиралась в ситуации.

 

«Принадлежит частному лицу»

В ноябре прошлого года в социальной сети «ВКонтакте» появились сообщения о том, что за психиатрической больницей уничтожили несколько десятков деревьев, в том числе вековых дубов, лип и кленов. Жители близлежащих новостроек и экозащитники обратились в СМИ. На запрос «7x7» в Рязанской администрации ответили, что «земельный участок общей площадью 3642 м2, с кадастровым номером 62:29:0090042:20, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Баженова, д. 35, стр. 20, принадлежит на праве собственности физическому лицу с разрешенным использованием для обслуживания производственного гаража». Такие же ответы получили другие рязанские издания и градозащитники.

Местные жители решили отстоять зеленую зону от дальнейшей приватизации и вырубки и собрали подписи под предложением назвать рощу в память о героях Отечественной войны 1812 года. Топонимическая комиссия одобрила предложение и передала его на рассмотрение в городскую думу. Градозащитники пытаются доказать, что участку, который ранее относился к роще, незаконно присвоили отдельный кадастровый номер, приватизировали и продают незаконно.

 

Обыкновенное варварство

Дубовая роща находится между психиатрической лечебницей, улицами Голенчинская и Старая Дубрава, за новостройками Братиславского квартала. Место не публичное. Сама роща во многих местах стала непроходимой из-за валежника и разросшихся кустов.

На участке, который стал предметом скандала, до сих пор лежат спиленные деревья. Одни были совсем молодыми, другие древними — в два-три обхвата. Гараж, для обслуживания которого некогда выделили землю, оказался небольшой кирпичной будкой с дырой и многочисленными трещинами в одной из стен.

 

 

 
 
 

Здесь, возле «облысевшего» участка, мы встретились с пенсионером Виталием Тихоновым, который заинтересовался историей рощи несколько лет назад.

— Мне рядом давали участок для строительства дома, но так получилось, что отказался от него. Все равно присматривался, изучал окрестности. И как-то встретил старика местного, разговорились. Он и рассказал, что деревья эти высадили крестьяне в 1815–1816 годах в память о рязанцах, которые погибли на чужой земле во время Отечественной войны 1812 года. И есть такая легенда: их души вернулись сюда с чужбины, в эту рощу, в эти деревья, — говорит Виталий Александрович.

 

 

 
 
 

По его словам, когда строили психиатрическую больницу, планировали так, чтобы не повредить ни одного дерева. Рядом, на месте новостроек и одного недостроенного дома, был фруктовый сад. Тихонов достает из сумки кадастровую карту, на которой отмечен участок с вырубленными деревьями.

— Смотрите, где границы участка, а где уничтожили деревья. Даже не специалисту становится ясно, что вырубили гораздо больше, вылезли за границы участка. Для чего? Обыкновенное варварство. Ведь чьей бы ни была земля, разрешенный вид использования остается прежним: для обслуживания производственного гаража. Публичных слушаний по теме перевода земель из одной категории в другую не было, так для чего ж деревья уничтожили? — с недоумением спрашивает пенсионер. — А пилили дня три, шум стоял на всю округу.

По его предположениям, этот участок, а также участок напротив дома №1 по улице Старая Дубрава, хотят застроить высотными домами. На втором участке сейчас стоит древняя избушка, в которой живут бездомные. Они рассказали пенсионеру, что их уже предупредили какие-то солидные люди: пора искать новое место жительства, потому что дом подлежит сносу, на этом месте будет еще одна высотка.

 

 

 

Восстановить имена погибших

Виталий Александрович говорит неторопливо, ходит, особенно по обледеневшим дорогам, еле-еле. Но уже успел обойти всех соседей и собрать подписи под предложением назвать рощу в память героев Отечественной войны 1812 года. Обошел множество инстанций с еще одним предложением: создать музей войны 1812 года. Такого нет ни в Рязанской области, ни в соседних регионах.

— Имена погибших восстановить сможем: попросим ребят с исторического факультета нашего РГУ, это будет что-то вроде летней практики. Договорился с Московским историческим музеем, что на Красной площади, — они нам кое-какие экспонаты передадут. Не верите? Точно говорю, у меня хороший знакомый работает, — посмеиваясь, убеждает Тихонов. — А на месте вырубленных дубов хорошо бы часовню поставить. Но прежде землю нужно вернуть в муниципалитет. Будем добиваться.

 

 

 
 
 

 

Проходим мимо новостройки, где живет пенсионер. Показывает на козырьки над подвальными помещениями: помещения пустуют — фирма-застройщик обанкротилась, помещения никому так и не сдали в аренду. Мечтает, что музей героев Отечественной войны появится в цокольном этаже.

— Тут музей, рядом роща — ее, конечно, нужно расчистить, лавочки установить, урны, освещение провести. Будет одновременно историческое и культурное место. Таких старых дубов больше нигде в Рязани нет, даже в Рюминой роще дубы моложе! — утверждает Тихонов.

У пенсионера еще много планов по благоустройству окружающей его дом территории. И «город мастеров» с обучением гончарному делу, и «парк Юрского периода» в глубине рощи с веревочными лестницами и прочими приспособлениями для активного отдыха. А пока он пытается выяснить, каким образом часть рощи с 200-летними дубами попала в частные руки:

— Сначала это был гараж психиатрической больницы, потом газовщики тянули здесь газопровод, и гараж отдали им в качестве времянки для рабочих. А потом пошло-поехало! Приватизировали, теперь перепродают.

 

 

«Кто ж его теперь купит?»

Активистка Надежда Травина, которая много лет защищает зеленые зоны города от застройки, уверена: приватизация участка незаконна.

— Произошло то же самое, что и в парке Морской славы: межевали участок парка, в середине отмежевали отдельный участок, который перешел в частные руки. По закону такого произойти не может. Идем дальше: согласно кадастровой карте, разрешенное использование участка — «для обслуживания производственного гаража». Позвольте, но больше 36 «соток» для обслуживания каменного сарайчика — не слишком ли много? Да и что это за «производственный гараж» без производства? И главное, для чего было вырубать столько деревьев? — негодует Травина.

 

 

 
 
 

 

Она надеется добиться не просто признания сделки незаконной, но и выплаты штрафа за каждое вырубленное дерево ценной породы. Она уже обратилась с этим вопросом в министерство имущественных и земельных отношений, которое в 2009 году отдало распоряжение продать участок, и в прокуратуру Октябрьского района. По словам Травиной, прокурор обязал заняться этим делом отдел полиции.

Судя по данным Единого государственного реестра недвижимости, в июне 2006 года участок стал собственностью ООО «Газтепломонтаж», в ноябре 2013 года его приобрел Юрий Синяев — полный однофамилец бывшего директора ОАО «Рязаньоблгаз». Сейчас он занимается предпринимательской деятельностью, является учредителем нескольких коммерческих организаций. В июне 2017 года участок перешел в собственность физического лица Ольги Лысюк. Она, судя по ответу из Рязанской администрации, и распорядилась вырубить деревья.

11 февраля спорный участок снова выставили на продажу через агентство «Новоселье» на сайте AFY.ru. Участок оценили в 6 млн руб. Соучредитель агентства Игорь Денискин, который курирует продажу участка, ответил корреспонденту «7x7», что не дает официальных комментариев.

Узнав о продаже участка с вырубленными дубами, градозащитник Андрей Петруцкий только посмеялся:

— И кто ж его купит, если строить на нем ничего нельзя? Если только против всех законов, тогда да.


Летом 2017 года в интернет-журнал «7x7» обратились члены садоводческого товарищества «Медик», которые заподозрили: в их СТ начали скупать участки для последующей коттеджной или высотной застройки. Новые владельцы приобретали участки «кучно», в одном месте, которое прилегает к большой зеленой зоне, пытались запугать садоводов и сменить председателя.

СТ «Медик» расположен с другой стороны дубовой рощи, в нескольких десятках метров от его границы.