В Верховном суде Коми 28 сентября экс-глава Княжпогостского района Виктор Попов, обвиняемый во взятке и превышении полномочий, в своем последнем слове сказал, что показания и документы в деле подтасовывались в пользу версии следствия. На заседании побывал корреспондент «7x7».
О распределении участков земли в аренду
В начале заседания Попов сообщил суду, что чувствует себя не очень хорошо, но готов продолжить свою речь. Ему разрешили говорить сидя.
— Было беспрецедентное давление на свидетелей, их показания подгонялись под выдуманную версию о моей виновности в передаче участков земли в аренду фирме «Артстройсервис», это 285-я статья Уголовного кодекса Российской Федерации («Превышение полномочий»). Написано, что я превысил их из-за моей корыстной заинтересованности. Но в суде установили, что я даже понятия не имел, кому распределялись эти участки, защита предоставляла нормативно-правовые документы об отсутствии у меня полномочий распоряжения ресурсами. Наличие корыстных мотивов не был доказано, — рассказал он об одном из эпизодов дела.
Обвиняемый напомнил о меняющихся показания некоторых свидетелей в ходе следствия. Он считает, что их изменили с предположительных на утвердительные. По его словам, полномочия по передаче земельных участков были у первого заместителя руководителя администрации, так как по должностной инструкции он курировал отдел по имуществу и управлению ресурсами района, а также у начальника этого отдела.
— У руководителя администрации не было права распоряжаться муниципальным имуществом, начиная с 2010 года. В нормативных документах четко и ясно это сказано, мы представляли их суду. Все заявки на участки рассматривались отделом по распоряжению имуществом. Я говорил об этом в суде, и государственный обвинитель задавал мне вопросы, каким документом закрепляется выдача участков в аренду. Ну, приказами, конечно. А у меня полномочий распоряжаться ими и быть не могло, — рассказал Попов.
Однако постановление о выдаче участков в аренду подписывал сам Попов, он объяснил, что руководствовался стремлением получить деньги для районного бюджета, его же личная заинтересованность не была доказана.
Про участки земли для «Газпрома»
Попов рассказал о постановлении правительства России за 2007 год, в котором прописана методика расчета арендной платы за земли, на которых ведется строительство газопроводов. Оно не позволяет поднять плату за аренду выше определенной цифры, а следовательно, об ущербе говорит нельзя.
— Мы с представителями «Газпрома» договаривались о том, какую район может получить поддержку [от компании]. Но по земельным участкам, которые представлялись в аренду, никак нельзя было повысить платежи, — пояснил Попов суду.
Он опроверг показания свидетеля, который говорил о том, что экс-глава района намеревался передать все участки рядом со строительством ветки газопровода в одни руки. Обвиняемый также объяснил, что проект газопровода Ухта-Торжок появился в конце 2011 года, следовательно, до этого времени он никак не мог знать, какие участки будут использованы «Газпромом» под строительство временных объектов. Он напомнил, что бизнесмены Валерий Веселов и Евгений Нестеров, арендовавшие землю, в своих показаниях говорили о том, что в аренде участков был серьезный коммерческий риск.
— Гособвинитель искажает даже мои показания, говоря о том, что начиная с 2006 года строительство газопровода шло в одном коридоре, однако участки под временное строительство для каждой стройки всегда располагаются в разных местах. Это подтверждают и справки, они есть в материалах дела, где говорится, что «Артстройсервису» предоставили в аренду 80 гектаров земли, а они использовали только 23, — заявил Попов.
Его возмутила фраза, сказанная в суде первой инстанции о том, что между Княжпогостской администрацией и ООО «Артстройсервис» заключались договоры: их на самом деле заключали компания и отдел по имуществу и управлению ресурсами Княжпогостского района. Попов даже напомнил номер договора — 601 и то, что документ был подписан, когда он был в отпуске за пределами республики.
— Под версию следствия решили переделать и договор, и постановление. Это говорит о недостоверности показаний свидетелей, — заявил он.
О конкурсах на аренду участков
Обвинение утверждало, что некие организации тоже претендовали на аренду земельных участков. На это Попов сказал, что не было никаких заявок от компании — были только странные письма, якобы от этих компаний, но без подписей. Решения по ним принимал отдел по имуществу и управлению ресурсами.
— Ни следствием, ни судом не было доказано, что отдел должен был проводить конкурсы или торги по аренде участков. В июне 2012 года прокуратура указала, что не было сообщений о торгах. Но нигде не указано, где именно эту информацию надо было разместить. Прокуратура тогда посоветовала хоть на заборе повесить объявление. Мы объявили конкурс и опубликовали в газете, и кто появился? После этого никакой конкуренции не было, та же организация уже без меня получила те же земельные участки. После меня администрация заключала аналогичные договоры. В 2015 году было постановление правительства республики о том, что земли, которые идут под строительство газопроводов, предоставляются в аренду без конкурсов, — сказал Попов. По его мнению, заключение суда первой инстанции было списано с обвинительного заключения.
Об эпизоде со взяткой
— В ходе предварительного следствия Юрий Сборнов [бывший генеральный директор ООО «Управляющая компания „Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство“»] говорил о том, что якобы получил денежные средства от Армена Товмасяна [директора «Артстройсервиса»] два раза. Интересно, что человек, который является посредником, помнит до копейки обе суммы, а Товмасян не помнит, сколько денег он давал. Это наводит на не очень хорошие мысли, — прокомментировал Попов эпизод со взяткой. — Сборнов начал давать показания об этом спустя три года после того, как его задержали, и спустя год после моего ареста. Это произошло 27 марта 2014 года. А 17 марта, за десять дней до этого, с него сняли обвинения по статье 174 Уголовного кодекса Российской Федерации («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»). Он говорит, что в обоих случаях он передавал средства в моем кабинете, якобы потому что я ему доверял. Но как только я рассказал, что всех приходивших в мой кабинет регистрировали, о чем есть записи, Сборнов тут же изменил показания о месте передачи денег.
Попов напомнил суду и о значительных противоречиях в показаниях о взятке Сборнова и его сожительницы. Экс-глава Княжпогостского района продолжит свое последнее слово 29 сентября.
В июне 2013 года Виктору Попову предъявили обвинение по 159-й статье («Мошенничество») и по 285-й статье («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса Российской Федерации. В апреле 2014 года прокуратура Коми возбудила против Попова дело еще по двум статьям: злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки.
В январе 2017 года Княжпогостский районный суд приговорил Попова к восьми годам и трем месяцам колонии строгого режима. Защита Попова подала на апелляцию.
«7x7» разобрал оба эпизода дела.
В июне 2017 года коллегия судей в Верховном суде Коми отклонила просьбу о допросе в качестве свидетеля экс-главы республики Вячеслава Гайзера. Адвокат Михаил Жилин предположил, что в деле могло быть заинтересовано руководство «Газпрома», не желавшее выделять средства на поддержку районов Коми при строительстве новой ветки газопровода в Европу.
В середине июля подсудимый не смог сказать последнее слово в суде из-за плохой связи с СИЗО-1 в Ухте. 6 сентября в Верховном суде Коми Попову стало плохо и он не закончил свое выступление.
Один из блогеров разобрал ситуацию с арестом Попова и продолжительным расследованием его дела, в том числе привел показания крупного бизнесмена Валерия Веселова.