В одном из петрозаводских гайд-парков состоялся митинг «Требуем ответов 12 июня». На митинге собралось более 300 человек. Провокаций и задержаний не было. В режиме «свободного микрофона» выступило более 20 человек, большинство из которых — молодежь. Корреспондент «7x7» выслушал выступающих.
«Так жить нельзя»: антикоррупционные стихи
Одной из первых к мегафону подошла Наталья Тодуа и прочитала стихотворение своего мужа под названием «Так жить нельзя». Собравшиеся встретили слова про «спиленные леса», «умолкшие заводы», «невинных жителей», которые «ютятся в старых домах, в дерьме», и про «зажравшихся чинуш» аплодисментами. Основную мысль оратора — о том, что жизнь у нас одна, поэтому надо делать правильный выбор, когда идешь голосовать, — митингующие поддержали одобрительными криками.
Стихи читали многие выступающие. Собравшиеся хором продекламировали слова Пушкина о том, что «Россия вспрянет ото сна», а на шуточную версию двустишья «жить стало лучше, жить стало веселей, шея стала тоньше, но зато — длинней» отреагировали дружным смехом.
«Извините, я волнуюсь». Первый раз у микрофона
Улыбались, смеялись и хихикали на митинге часто. В основном — над словами выступающих: большинство из них, по собственному признанию, впервые выступали публично. Один из ораторов подытожил:
— Несмотря на праведный гнев, который является неотъемлемой частью протестных митингов, сегодня мы видим много улыбок и слышим смех. Спасибо молодежи, которая подарила хорошее настроение всем собравшимся, — сказал молодой человек.
С импровизированной трибуны школьники и студенты говорили о том, что им не нравится, когда их пытаются лишить права голоса, нынешняя система образования, когда на митингах задерживает полиция, и то, как власть реагирует на протестные акции. Чаще других слов в адрес президента и премьер-министра звучал глагол «бесят».
О патриотизме и политических заключенных
Трое или четверо выступающих вспомнили о необходимости помнить тоталитарное прошлое и преступления советского режима, и в этом контексте — о Юрии Дмитриеве.
Петрозаводчанин Алексей Генералов заочно поблагодарил Дмитриева за работу над расследованиями сталинских репрессий и Большого террора. И подчеркнул, что вместо того, чтобы слушать слова о патриотизме тех чиновников и депутатов, чьи дети давно живут за границей, надо учить детей собственной истории.
— Патриотизм — это взять своих детей и отвезти их в Красный бор и Сандармох, и рассказать, что бывает с людьми при тоталитарном режиме.
Его поддержал ученый, общественник, политический активист Андрей Литвин:
— Я вас всех приглашаю 5 августа посетить урочище Сандармох, где похоронено более 9 тысяч репрессированных, расстрелянных в годы Большого террора. Юрий Дмитриев, которых нашел это захоронение, сделал многое для того, чтобы родные и близкие через многие десятилетия узнали, где покоится прах их родных, которые были расстреляны по надуманным обвинениям. Так же, как сейчас по надуманному обвинению пытаются судить и Юрия Дмитриева.
Его речь завершилась общим скандированием «Свободу Юрию Дмитриеву».
После этого митингующие поприветствовали приехавшего из Суоярви Владимира Заваркина, который в 2015 году был осужден за призывы к сепаратизму после речи, произнесенной на протестном митинге. Недавно Заваркин был также оштрафован за нарушения при проведении одиночного антикоррупционного пикета в родном Суоярви.
Вспомнили и про активиста «Артподготовки» Евгения Владенкова, задержанного на митинге 26 марта. Ему вменяют нападение на представителя власти.
Артём Корнышов, которого Владенков и пытался освободить из рук полицейских 26 марта, попросил собравшихся поддержать Евгения на предстоящем судебном процессе.
Через два часа после начала митинга организаторы попросили выступающих говорить коротко: погода не располагала к длительному собранию. Дождь и сильный ветер (власти Петрозаводска не согласовали митинг в центре города, отправив протестующих в гайд-парк на берегу Онежского озера) заставили многих уйти, не дождавшись шествия, запланированного в конце мероприятия. Вместе с тем по улицам города под громкое скандирование «Мы здесь власть!», «Один за всех, и все — за одного», «Жулики и воры, пять минут на сборы», «Россия будет свободной» и им подобных лозунгов прошло не менее двухсот человек.