Надежда Травина — личность в Рязани известная, почти легендарная. Увлекшаяся эзотерикой еще в 90-х годах, она собирала целые аудитории заинтересованных слушателей не только в Рязани, но и по всему Союзу. Написала и издала серию книг-учебников по осознанию себя и Вселенной, после чего… включилась в правозащитную деятельность. «Потому что люди должны жить в гармонии с собой, друг с другом и природой, а власти не позволяют им сделать этого», — объясняет она.

Чаще всего ее можно встретить на публичных слушаниях, посвященных застройке зеленых уголков Рязани: Константиново и Солотчи, поймы реки Трубеж и центра города. С недавнего времени начала помогать отстаивать свои права тем, кто, по ее мнению, нуждается в поддержке и защите. Но отстоять собственную пенсию, которую целиком забирают судебные приставы, пока не может, потому что в одиночку трудно справиться с судебной системой.

Как пенсионерка без пенсии старается помочь попавшим, по ее словам, в «еще больший беспредел власти», в материале «7x7».

 

Физик-эзотерик

Типовая девятиэтажка в одном из спальных районов, небольшая квартира, комната, превращенная в рабочий кабинет. Стопки книг и брошюр, центральные и региональные газеты, бесчисленные документы, папочки, файлики — в окружении всего этого живет и работает рязанская общественница. Еще мешок пакетов с рабочими перчатками и лопата: приготовилась к субботнику.

 

 

 
 
 

 

Доводилось видеть Надежду Николаевну в роли взволнованного оратора на митингах и публичных слушаниях, расстроенной горожанки во время прогулок по старым, уже полностью уничтоженным или сохранившимся улочкам Рязани. В роли домашней хозяйки я ее увидела впервые.

В этом году ей исполнится 70, но она удивительно бодра, подвижна и жизнерадостна. Первым делом хозяйка заваривает какой-то безумно ароматный и красивый чай из соцветий южных трав, ставит рядом поджаренные орешки и сухофрукты.

 

 

Спрашиваю, как она «докатилась до жизни такой» — правозащитной.

— Тридцать лет проработала в школе учителем физики, астрономии и английского. Заканчивала факультет «физика с преподаванием на английском», поэтому работы для меня всегда хватало. Всегда старалась разнообразить уроки, сделать их наглядными, интересными для детей. Довелось съездить на Первый Всесоюзный фестиваль физики для учителей, и я так воодушевилась, что привезла идею проведения фестивалей в Рязань. Идею поддержали, — вспоминает она.

В 80-х годах, когда стали появляться редкие и осторожные публикации про НЛО, инопланетян, другие необъяснимые явления, в Рязани образовался клуб по изучению аномальных явлений. Надежда Травина со свойственной ей любознательностью отправилась изучать непознанное. Делегатом клуба попала на Первую международную конференцию по энергообмену, на которой выступали ученые с мировыми именами. По ее словам, ехала на мероприятие и думала, что она, «физик», сейчас посмеется, камня на камне не оставит от всяких там инопланетных учений. Но послушала ученых и согласилась, прониклась. Тема любопытная, но Надежда Николаевна резонно замечает, что об этом нужно говорить вдумчиво, за час-два мне ничего не понять. Ставит в пример появление в нашей жизни сотовых телефонов: еще 30 лет назад подобная техника считалась вымыслом фантастов, а сейчас мобильником умеют пользоваться даже дети детсадовского возраста.

В ее «космических» убеждениях, на первый взгляд, много необычного, но все же больше прописных истин, согласно которым стараются жить многие. Вот только одна из них: человеку хорошо бы жить в гармонии с самим собой и с окружающей природой, которую нельзя уничтожать, тем более в таких масштабах. Но она безжалостно уничтожается, поэтому Травина включилась в протестную работу против уничтожения зеленых зон с последующей застройкой.

Еще одно потрясение, которое она испытала еще до выхода на пенсию и испытывает по сию пору: ей довелось познакомиться с судебной системой. Сначала в качестве «зрителя». Говорит, что даже не понимала, что происходит, потому как все в этой системе словно перевернуто с ног на голову. Потом увидела, что подобное происходит почти в каждом суде, на каждом заседании, и снова засела за учебники — на этот раз по юриспруденции. Науку приходилось постигать и сразу опробовать на практике.

 

Затравить Травину

— Чего я хочу добиться? Чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти исполняли требования Конституции, законодательства РФ и международного права, соблюдали нормы морали и нравственности. Ведь у нас что ни решение — то нарушение. Взять застройку поймы рек Трубеж, Павловка и Плетенка: лишение рязанцев еще одной зеленой зоны, фальсификации подписей в пользу безумного проекта на слушаниях. С Солотчей то же самое. Об уничтожении исторической части города говорят и говорят, а результатов нет. Поэтому я по мере сил стараюсь бороться и словом, и делом: подаю заявления в суд, в прокуратуру, пытаюсь доказать неправомерность действий рязанских властей, обращаюсь в правительственные круги Российской Федерации. Но что такое для судебной машины пара-тройка несогласных с решениями судей? — вопрос Надежды Николаевны звучит почти риторически. — Иногда кажется, что мертвому припарка.

В какой-то момент она поняла, что начала по-настоящему мешать строительным планам: в некоторых СМИ появились откровенно хамские статьи, в которых пенсионерку называли шарлатанкой и сектанткой, светилом лженаук и — уже традиционно — «пятой колонной». Потом в той же прессе начали муссировать вопрос, откуда у Травиной появилась новая квартира в элитном доме. «Чистосердечное признание» о том, что просто решила вложить в недвижимость деньги от проданной квартиры покойной тети и от продажи написанных книг, не помогло. Все это только раззадорило некоторых «правдоискателей». Они сделали вывод, что квартира досталась Надежде Травиной из некоего «общака», состоящего из жилья, отобранного у наивных граждан, попавших в «секту анастасийцев» [экологическое движение, основанное читателями книг Владимира Мегрэ о таежной отшельнице Анастасии]. Защитники Травиной сразу попали в разряд «нерукопожатных националистов».

 

 

 
 
 

 

Квартиру купила, но так там и не живет и квартирантов не пускает — не хочет посторонних. Смех смехом, но именно из-за этой квартиры пенсионерку на неопределенный срок лишили единственного источника дохода — ее пенсии. В день перевода пенсионных выплат на счету не остается ни копейки.

— Я ни одного дня не проживала в той квартире и, соответственно, не пользовалась газом. Но в 2016 году внезапно узнала, что с 2014 года задолжала за газ более 60 тысяч рублей! Выяснилось, что вовремя не сдала на сверку счетчик, установленный на газовый котел, и «Газпром» мне начислил эту бешеную сумму по тарифу. Прошла множество судебных инстанций, в которых доказывала, что не могу задолжать за то, чем не пользовалась, но все бесполезно. Подать апелляцию в областной суд не удалось: районный судья отметил, что я пропустила сроки, хотя ничего не пропускала. Теперь приходится судиться еще и с приставами, которые снимают с банковской карты всю пенсию. Раньше еще могли поиздеваться: оставить две тысячи на месяц, тысячу, теперь забирают все. Этот беспредел продолжается уже четвертый месяц. Слышали ли они о том, что при наложении ареста на денежные средства должны оставлять не менее суммы прожиточного минимума? Конечно, слышали, но считают, что закон писан не для них.

На что живет, раз приставы забирают всю пенсию? Спасибо сыну и друзьям — помогают.

Травина говорит, что она не одна такая — «Газпром» в прямом смысле слова вымогает деньги из граждан, действуя по одной и той же схеме. Дело в том, что Надежда Николаевна выступает в суде представителем других рязанцев, пострадавших от «достояния России». С одной пенсионерки требуют абонентскую плату за детей, которые давно с ней не живут, с другой пенсионерки «вытрясают» деньги за газ, несмотря на то, что газовая труба в ее квартире давным-давно отрезана. По словам Травиной, действует одна и та же схема: жильцов не уведомляют заблаговременно о якобы образовавшейся задолженности, чтобы они не могли направить в суд возражение. Уведомления о судебных заседаниях тоже не приходят. То есть человек до последнего не знает, что он кому-то чего-то должен. Потом сильно удивляется, почему на его банковскую карту не приходит пенсия или приходит, но в сильно урезанном варианте.

 

 

«Газпром» против инвалида

Случаются в практике Надежды Травиной истории, в которые невозможно поверить. Например, история с инвалидом Ириной Титаревой: ей приписали долг за газ, который никак не может поступать в квартиру по обрезанной трубе. Сначала Титаревой никак не могли сделать ремонт, потом доразрушили старую квартиру, потом прислали ремонтную бригаду, которая ее ограбила.

— Женщина живет в старом доме, в котором ни разу не было капитального ремонта. Полы в квартире Ирины Титаревой перекосились, полы в ванной провалились вместе с унитазом, газовая труба отошла от стены. Рабочие обрезали ее еще в 2012 году во избежание ЧП. А теперь рязанский «Газпром» требует с Ирины более двух тысяч рублей. Сумма небольшая, но где ее взять инвалиду? Да и почему она должна платить за то, чего нет? Я прочитала про беду Титаревой в газете и сразу поехала к ней в канун нового 2017 года, — говорит Травина.

Изучила квитанции и документы, отправилась в суд представителем Титаревой. И чуть ли не на первом же заседании «заработала» от судьи штраф в 500 рублей за попытку доказать, что не во всех случаях доверенность должен заверять нотариус.

Еще один случай.

— В одном садоводческом товариществе в Сергеевке владелица участка установила забор, который перегородил дорогу. Дачники наняли адвоката, который обобрал их на 60 тысяч рублей и попрощался, ничего не сделав, — рассказывает она. — Нам вместе удалось выиграть дело, владелице участка выдали предписание перенести забор. Но чем же закончилась история? Забор стоит на месте, дама решила приобрести еще один участок, перегораживающий путь к водоему. Решение суда так и не исполнено.

Отчаиваться и бросать начатую работу — не в правилах Травиной. В планах на ближайшее будущее — разобраться до конца с нелепым долгом Ирины Титаревой, разработать план действий с Лидией Ермоленко, которая живет в разваливающейся квартире, вернуть свою незаконно изъятую пенсию за несколько месяцев, отстоять все зеленые зоны Рязани и помешать рязанским властям окончательно застроить исторический центр города.

— Победа будет за нами, — уверенно улыбается Надежда Травина. — Только бы помощников в борьбе за правду побольше.