Сегодня Верховный суд Коми удовлетворил кассационную жалобу члена правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнеста Мезака на решение Сыктывкарского суда, признавшего законными действия сотрудников 25-й исправительной колонии (ИК) под Сыктывкаром, выразившиеся в задержании и ограничении его права на свободу передвижения.
 
Верховный суд Коми прислушался к доводам Эрнеста Мезака.
Фото Сергея Сорокина.
 
 
Напомним, Эрнест Мезак с коллегой по совместной работе в Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Николем Дидюком 28 октября 2010 года прибыли в колонию строго режима в пригородном поселке Верхний Чов для проведения контроля за соблюдением прав человека. Попытка г-на Мезака опросить и сфотографировать одного из осужденных, согласившегося на разговор с правозащитником, закончилась тем, что обоих членов ОНК начальство учреждения удерживало в колонии около 6 часов. При этом на Эрнеста Мезака был составлен протокол об административном нарушении за то, что он, помимо фотоаппарата, пронес на территорию ноутбук и деньги, запрещенные ведомственными правилами, а г-ну Дидюку, которому не разрешили покинуть территорию колонии, пришлось вызывать «скорую» в связи с обострением болезни.
 
Мировой суд Куратовского судебного участка, куда были переданы составленные документы о правонарушении г-на Мезака, производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения. После этого правозащитники обратились в Сыктывкарский суд с просьбой признать незаконными действия сотрудников ИК-25. 26 апреля горсуд ограничение свободы в отношении Николая Дидюка признал незаконным. С Эрнестом Мезаком, как решила судья Татьяна Попова, в 25-й колонии поступили по правилам.
 
На сегодняшнем заседании коллегия Верховного суда Коми рассматривала две жалобы на апрельское решение горсуда – г-на Мезака и начальства 25-й колонии, посчитавшего, что г-на Дидюка никто на территории исправительного учреждения не удерживал. В итоге, как рассказал корреспонденту «7x7» Эрнест Мезак, жалоба ИК-25 не была удовлетворена как необоснованная, а ограничение свободы г-на Мезака признано незаконным. Оба правозащитника теперь намерены подать иски о взыскании морального ущерба за незаконное задержание.