Он – бывший работник общепита, бывший владелец «прогоревшей» мини-кофейни, бывший администратор молодежного культурного центра и нынешний организатор арт-мероприятий в Сургуте. Он счастлив в браке и воспитывает 11-летнюю дочь. Она – волонтер, выпускница художественного отделения школы искусств, ученица 11 класса 24-ой сургутской школы. А вместе они арт-группа «Ы», которая существует, чтобы воплощать сказки в жизнь.
"Ы" - это творческая кладовая начинающих магов
Александр Горбунов и Екатерина Горячкина пересеклись случайно около двух лет назад. Александр тогда работал в сургутском культурном центре «Порт», а Екатерина пришла учиться в школу граффити, которая располагалась в помещении Центра. Через пару уроков занятия Кате наскучили, а вот атмосфера «Порта» затянула.
- Мне нравилось приходить в «Порт» просто поговорить, посмотреть выставки, быть на мероприятиях, - говорит Екатерина.
- И однажды Катя поддержала мою мысль, - продолжает Александр, - вместе делать существование людей красивее, интереснее, воплощать сказки в жизнь. Так родилась арт-группа «Ы».
Почему «Ы»?
- Ы - буква русская, всем знакомая, в то же время уникальная, в других языках ее нет, - объясняет Александр. - И странное чувство возникает при ее произнесении. Оно сродни тому ощущению, когда многие незнакомые люди говорят тебе, что где-то тебя уже видели, даже там, где ты никогда не бывал)).
Граффити на хантыйском
Ребята пробуют реализовать сразу несколько направлений. Стрит-арт – одно из них. Как выпускница школы искусств, Катя прекрасно справляется с кисточками и красками. Саша владеет каллиграфией, и, если задача требует надписей, их делает Саша.
- В конце июня прошлого года мы участвовали в фестивале граффити «Жизнь в красках», который проводился совместно с передвижными выставками центральной библиотечной системы Сургутского района, - говорит Катя. - В поселке Солнечный расписали секцию бетонного забора. Там же оставили надпись «мох» на хантыйском языке. Эта была первая граффити на хантыйском.
- Очень хочется попробовать делать граффити на языке местных, сургутских ханты, - включается в разговор Саша. – У меня вообще есть мысль о том, чтобы элементы культуры местных ханты использовать в современной бытовой культуре. Например, их язык, их орнамент – в одежде, предметах, аксессуарах, которые можно продавать. Я заметил: то, что не продается, потихоньку вымирает. И для граффити обычно используют русский или английский. А я бы хотел писать на языке наших, сургутских ханты, именно этом диалекте. Сейчас я пока на этапе изучения темы.
- Потом было участие в фестивале граффити в ТЦ «Сургут Сити Молл», - продолжает Катя. – И пока я рисовала, Саша продавал «бесплатные» вещи. Мы организовали своего рода гаражную распродажу. Собрали вещи, которые стали не нужны их бывшим владельцам. И нашли им владельцев новых. А 70% вырученных средств перечислили в фонд «Благо Дарю».
Кроме участия в фестивалях граффити, ребята раскрашивают и улицы Сургута: создают арт-объекты в городской среде. Желтые парковочные ограничители-полусферы превратили в яичницу, из вентиляционных труб подземного гаража сделали леденцы-трости, а над дренажным колодцем в Парке старожилов появилась вывеска, будто колодец – дом Черепашек-ниндзя.
- Прошлым летом я разбила зеркало и решила его не выкидывать, а сложила из него мозаику: расклеила по городу с разными надписями, - говорит Катя. - Люди находили, радовались, это выдергивало их из мыслей, задевало, цепляло. На меня реагировали ярко, положительно и не очень, но никто не оставался равнодушным. Меня тронуло. Целый год мы собирали со свалок хорошие, целые, красивые зеркала… Планирую продолжить такое «уличное хулиганство» с зеркалами, а дальше – фотосессия с арт-объектами и выставка получившихся фотографий.
- Как реагируют прохожие на ваш стрит-арт?
- Кто-то говорит: «Вот это настоящее уличное искусство», - отвечает Саша. – Другие просят: «Напиши лучше "Спаси хоспади", а то все равно же замажут». Реакции разные, как и люди.
Голос молодежи
«Голос молодежи» – еще один проект арт-группы «Ы». Ребята называют его «сообщество поддержки и помощи в самореализации».
- Идея проста, - объясняет Саша, - дать любым людям возможность, а это - оборудование, место, аудитория, единомышленники - показать свои творческие способности - спеть, сыграть, прочитать стихи, произнести монолог. Если ты не ходишь в музыкальную школу, ты не участвуешь в отчетных концертах. Выходить на улицу и петь у магазина не каждый сможет и не всякий захочет. Что остается? Ждать, когда соберется своя компания и у всех будет настроение поиграть и попеть?
А тут мы организовываем для исполнителей встречу, которая собирается регулярно, с оборудованием, с возможностью получить новые знакомства и заручиться поддержкой, преодолеть страх выступлений, познакомиться с другими творческими ребятами.
Что уже сделано? - продолжает он. - За полтора года на наших встречах в Сургуте и Нефтеюганске побывало около тысячи человек. Из участников встреч сложилось несколько дуэтов и музыкальных групп, ребята теперь выступают. Организован культобмен - пара музыкальных концертов и показ спектакля: ребят из Сургута возили в Нефтеюганск, а тех - к нам.
Чтобы вывести проект на новый уровень, Саша и Катя стали сотрудничать с районным молодежным центром. Планировали организовать живые встречи, но из-за пандемии коронавируса пришлось начать с онлайна. Первым совместным проектом стал видео-концерт ко Дню молодежи. Организовали студию на базе пустующего в период самоизоляции ДК "Невесомость", отобрали видеоролики исполнителей, записали и смонтировали концерт, который транслировался в группах РМЦ @rmc_sr и "Культпросвет" @surgut_afisha.
- Когда работали, вдохновлялись популярным Карантиновидением2020 с YouTube канала «КликКлак», - говорит Саша. – Посмотрели наше видео около 2500 человек в каждой группе, для нас это первые большие цифры. Сейчас мы уже готовим следующий выпуск на начало августа.
Книговорот
Третий проект пары энтузиастов - Книговорот. Идея больше Катина, она и представляла ее на состоявшейся в Сургутском краеведческом музее 14-ой «Печа-куче» в феврале этого года.
Книговорот – расширенный и модернизированный вариант буккроссинга.
- Полочек, где стоят книги для свободного использования и обмена, в Сургуте немало, - рассказывает Саша. - Одна из старейших – в здании железнодорожного вокзала. Катя изучала этот вопрос и выяснила, что полочка на ЖД очень быстро заполнилась религиозной литературой. Там стояли «книги книг» разных конфессий и больше ничего.
- Полки буккроссинга были еще и в Старом Сургуте, и в нескольких кофейнях, - добавляет Катя. - Беда таких точек в том, что литература в них не обновляется. Мы решили объединить полочки, организовать сбор и сортировку литературы, периодически менять местами книги в разных точках, чтобы литература не «застаивалась».
- Любой желающий может принести вообще все – книги, журналы, даже то, что, на его взгляд, годится только на макулатуру, - продолжает Саша. – После презентации проекта мы собрали огромное количество разной литературы. Попадались даже редкие, коллекционные издания. Сортировать книги нам помогали студенты-филологи СурГПУ. В итоге мы не только обновили общедоступный «книжный фонд», но сдали на переработку 130 кг макулатуры! А деньги снова отдали фонду «Благо Дарю».
У проекта есть своя страница в "Инстаграм" - @knigovorot.ugra: здесь указаны точки пунктов приема книг, ну а в комментариях к постам можно задавать вопросы организаторам. Сейчас к Книговороту подключился и Культурный центр «Порт». А ребята уже идут дальше:
- Планируем создавать книжный клуб, - говорит Саша, - и в рамках этого клуба делать короткие видеообзоры в формате Тик-Тока. Это будут как видео о жизни нашего проекта, о том, что происходит с книгами, так и видеообзоры прочитанного. То есть, мы хотим и литературные произведения обсуждать (и даже приглашать специалистов), рассуждая о книгах в приятном, не скучном формате, не так, как часто изучают классику в школах.
- Причем, позиционировать этот клуб хотелось бы как клуб личностного роста для молодежи, - увлеченно продолжает Саша. – Мы могли бы стать площадкой, которая поможет молодым людям в написании текста, научит монтажу, умению держаться перед камерой. Например, человек сам прочитал книгу, сам коротко и динамично рассказал о ней, сам смонтировал видео, которое в дальнейшем разойдется по нашим группам в соцсетях и, возможно, группам партнеров.
«мЫ отсутствуем в словах: скука, тоска, персик»
Эта фраза – из описания профиля группы в соцсетях. "ВКонтакте" у ребят пока 40 подписчиков, в "Инстаграме" – 144 (арт-группа @demi.ugra) и 181 (книговорот @knigovorot.ugra). Активным продвижением групп в соцсетях заниматься не получается, но ребят, похоже, это не особенно расстраивает: важно не количество, а качество. Для реализации проектов от дополнительных рабочих рук не отказались бы, но вот группу расширять не планируют, группа – это только они: два элемента одного знака.
- Мы много потратились на все проекты сразу и как-то выгорели, - признаётся Катя. - Нам требовалось время для отдыха. Делегировать обязанности некому, и проекты немного затухли. Но нам надо было отдышаться. А потом наступил карантин… Но по книговороту обратная связь идет, люди задают нам вопросы в группах: как с нами связаться, что и куда приносить.
- Как вы рекламируете арт-группу?
Саша: Никак
Катя: Ну мы все-таки представляли свои проекты на Pecha Kucha. А так, в основном, проделанной работой рекламируемся на различных творческих проектах и в сочувствующих группах в соцсетях.
- Основные трудности какие?
Катя: Сложности возникают при реализации проектов: не хватает рук, материалов и где-то даже специалистов по определенным областям. Не хватает средств, потому что все проекты, мероприятия, арт-объекты, уличное хулиганство пока (но надеюсь на будущее) не окупаются. А деньги нужны на печатную продукцию, рекламу, реквизит - если это, например, проект. Если арт-объект, то, допустим, на краски.
Саша: Проекты не то, чтобы не окупаются, скорее не приносят дохода. Если посмотреть на общую смету, то мы ни разу не ушли в минус. С гаражной распродажи мы оставляли себе часть средств; иногда удается провести платные мастер-классы по каллиграфической росписи, открыток, например.
О планах
- Вообще, нам предстоит много чего, - признается Александр. – Нужно наладить структуру организации, арт-группу из самодеятельности перевести в коммерческую стезю. На базе "Голоса молодежи" можно создать базу артистов, преподавателей творческих дисциплин.
Организовать бесплатное и платное обучение. Расширять партнерство с администрациями муниципалитетов Югры.
Хочется все-таки зарабатывать тем, что нравится, а не отводить любимым занятиям свободное время, ведь его часто просто не находится.
ФОТО: Серафим Ведерников, страницы арт-группы «Ы» в соцсетях
Небольшое уточнение: школа граффити, в которую пришла учиться Екатерина, называется "Гаражи". А фестиваль граффити в ТЦ "Сургут Сити Молл" назывался "Гаражи фест".