Контекст:
В 2013 году правительство Чили приняло решение о строительстве моста на юге страны, чтобы соединить большой остров Чилое с континентом. Большой остров Чилое представляет собой часть архипелага, носящего то же имя, который находится в 1100 км от Сантьяго, столицы Чили, и насчитывает примерно 190.000 жителей.
Длина моста будет составлять 2400 метров. Таким образом, он станет самым длинным мостом в Южной Америке. Стоимость инвестиций составляет 740 миллионов долларов, строительство полностью финансируется из общественных фондов.
Неделю назад начались исследования района канала Чакао, предваряющие строительство моста.
О «Южном Гражданине» (Ciudadano Austral)
«Ciudadano Austral» – это аналитический центр на юге Чили, который работает над внедрением в общественное мнение ценностей и принципов свободного ответственного общества. Идеи, которые вдохновляют «Ciudadano Austral» – личная свобода, человеческое достоинство, свободные рынки, автономия общественных организаций, регионализация и децентрализация.
С октября 2014 года «Ciudadano Austral» стал партнером Фонда Экономических Исследований «Атлас» (Atlas Economic Research Foundation).
Самый длинный мост Южной Америки
В течение десятилетий живущие на архипелаге Чилое люди замечали, что прогресс и развитие страны "проходит мимо них", в силу географической удаленности от центра. Население этих территорий много раз выражало свое недовольство, что общественная политика, проводимая на остальной территории страны, не приносит им положительных результатов.
Для некоторых проект строительства моста через канал Чакао - это компенсация своего рода "исторического долга", который имеет Чилийское государство перед жителями нашей провинции. Для других строительство моста свидетельствует о том, что люди, принимавшие решение о строительстве, не считаются с мнением жителей Чилое. Противники строительства считают, что этот мост повлечёт за собой потерю культурной идентичности, которая формировалась на протяжении веков в этой южной части мира.
Дебаты вокруг моста ведутся очень жестко, оппоненты все чаще прибегают к радикальным формулировкам и лозунгам, и это не позволяет взглянуть на перспективу строительства более сдержанно. Справедливое и осторожное суждение должно без идеологических очков анализировать и оценивать, как Чилое должен использовать возможности и инструменты, которые предоставляет ему XXI век, чтобы распространять и продвигать свою культуру, своих жителей и свою экономику в мир.
Во-первых, думать, что чилийское государство имеет «исторический долг» перед этими территориями, и что, мост, стоимость которого составляет почти миллиард долларов, сможет возместить этот долг, является очень упрощенным взглядом на проблему. Думать так означает думать, что, например, чилийцы с севера страны, живущие в трех тысячах километров, должны своими налогами финансировать мегастройку, которой они. вероятно, никогда в своей жизни не воспользуются, или воспользуются только пару раз. Похожая ситуация сложилась вокруг системы общественного транспорта «Трансантьяго», которая с самого начала была ошибочным проектом, и которую в настоящее время финансируют все налогоплательщики Чили. Альтернативным способом решения этой проблемы было бы прибегнуть к децентрализации и решению проблем на региональном уровне.
Общественная политика не должна проводиться и реализовываться как форма оплаты «исторического долга». Если так происходит, то возникает серьезная возможность ошибиться в процессе принятия решений и исказить приоритетов. Нельзя забывать, что роль государства – разрешать деятельность людей и заботиться о том, чтобы им не мешали. Финансировать собранными со всей страны средствами стройку, которую будет использовать только маленькая часть ее населения – это не оплата долга. Наоборот, это еще бо´льшая долговая нагрузка граждан, которыеи и без того платят большие налоги; кроме того, так исчезает возможность осуществления эффективной децентрализации идей и решений
Второй аргумент заключается в том, что мост позволит увидеть, что Чилое "соединен с миром". Но это подразумевает непонимание того, что Чилое уже соединен с западной культурой. Это объединение произошло в тот момент, когда первый европеец ступил на остров в XVI веке, в ходе испанской колонизации. Если проанализировать бо´льшую часть компонентов повседневной жизни на Чилое, то можно заметить, что остров принадлежит к западной культуре, и на самом деле мост будет просто еще одной добавкой к связям с континентом.
С другой стороны, говорят, что мост заставит остров Чилое потерять свой характер, что его культура будет находиться под угрозой, и что государство должно заботиться о сохранении этой культуры. В предыдущем абзаце мы показали, что так называемая «культура Чилое» является смесью культур, которая менялась со временем и с годами приобретала новые элементы.
Это будет полезно учитывать людям, которые протестуют против строительства моста с позиций "сохранения идентичности". Эти противники проекта, кажется, хотят, чтобы Чилое был открыткой из середины прошлого века, когда дети ходили босиком и страдали от уже побежденных на "большой земле" болезней, таких как полиомиелит. Когда жители использовали парусные лодки, чтобы пересечь канал Чакао, радио доходило только до ближайшего к континенту города Анкуд и т.д. Идеологическая слепота иногда не позволяет людям понять, что Чилое находится в открытом обществе, поэтому хорошее и плохое из остального мира всегда будет там присутствовать.
Финансовая сторона проблемы решалась следующим образом. Был проведен сравнительный анализ соотношения стоимость/выгода двух возможностей: текущей (использование парома) и проектной (строительство моста). Инвестиционная стоимость проекта составила 864 миллиона долларов США. Однако его внутренняя норма доходности не достигала должного уровня социальной эффективности, которую Государственная Национальная Система Инвестиций Чили определила в шесть процентов, и его нетто-приведенная стоимость составила минус 1 446 828 У.Е. Тогда, в качестве альтернативы, было предложено уменьшить ширину полотна моста. Инвестиционную стоимость удалось снизить до 740 миллионов долларов США и получить таким образом внутреннюю норму доходности 6,04% и нетто-приведённую стоимость равную нулю.
Одобрение экономического предложения моста Чакао и его реализация представляет собой решение, правильное по своей сути, но, возможно, ошибочное по своей форме.
Несмотря на то, что строительство Моста через Канал является необходимым коммуникационным и логистическим решением проблем, которые есть у нашей провинции-архипелага, метод финансирования является спорным, и эта неоднозначность останется в истории общественного строительства в Чили.
Гигантские инвестиции, ложащиеся грузом на национальную казну, не соответствуют принципам свободного общества. Общественная политика должна быть сориентирована на стимулирование решения вопроса посредством децентрализации и частной инициативы, а не изымания денег из кошельков всех чилийцев с помощью государственного принуждения.
Несмотря на то, что проект уже запущен в работу, с поручением работ по возведению и проведению ревизии консорциумам мирового уровня, все-таки необходимо отметить, что чилийское государство всегда будет иметь многочисленные возможности дать заработать частным предпринимателям. Например, подойти более либерально к проблеме будущей эксплуатации моста и теме оплаты пересечения канала.
Чтобы вернуться на путь развития и прогресса, необходимо избегать опеки государства, которое стремится перекрыть кислород людям во всех аспектах их жизни, и, в конечном счете, деформирует местные приоритеты.
Авторы: Андрес Барриентос Карденас и Хавьер Сильва Салас
Южном Гражданине (Ciudadano Austral)
Переводчики: Роксана Вийра и Светлана Ломакина
Редакция: Китти Сандерс
Общественные деньги - это как?
Под государственными средствами мы подразумеваем ресурсы, которыми распоряжается правительство, или государство, и поэтому мы считаем, что нецелесообразно строить мост в этой части страны на государственные средства, потому что они поступают с налогами, т.е. взимаются со всех граждан страны.