Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. От благотворительной инициативы — к технологическому стартапу. Как москвичка с нуля создала индустрию сбора и продажи ненужной одежды, чтобы поддержать благотворительные проекты

От благотворительной инициативы — к технологическому стартапу. Как москвичка с нуля создала индустрию сбора и продажи ненужной одежды, чтобы поддержать благотворительные проекты

Максим Поляков
Даша Алексеева
Фото и видео Юрия Кабанцева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Фонд “Второе дыхание” уже несколько лет собирает старую или ненужную одежду у москвичей, которую потом продает в своих благотворительных магазинах. А еще отправляет одежду в детские дома, десятки НКО и собачьи приюты. Заработанные деньги фонд направляет на благотворительность. В 2020 году его сотрудники запустили новый проект. Они стали помогать похожим фондам из регионов, обучать их, как наладить процесс сбора, сортировки, продажи, как искать гранты и выстраивать взаимодействия с бизнесом и властью. “7х7” рассказывает о фонде “Второе дыхание”, который прошел путь от одного небольшого магазинчика с бывшей в употреблении одеждой до крупнейшей в стране социальной инициативы в этой сфере.

От идеи до магазина

Несколько лет назад москвичка Даша Алексеева, к тому времени уже несколько лет проработавшая в благотворительной организации, поехала на стажировку в США. Одним из самых ярких открытий и впечатлений для нее стала сеть благотворительных магазинов GOODWILL. Ее сотрудники собирают старую или ненужную одежду, продают ее, а вырученные средства пускают на благотворительность. Сами магазины не были похожи на секонд-хенды, скорее они напоминали огромные торговые центры. Ничего похожего Даша не видела в России. 

Она сразу захотела попробовать сделать что-то похожее в Москве. Но на первый шаг решилась только через несколько лет, в 2013 году. Позвонила подругам, которые собрали вещи из своего гардероба, организовала ярмарку-продажу. При затратах в 4 тыс. руб. выручка составила 130 тыс. руб. Деньги Даша направила на благотворительность, но сразу задумалась об открытии небольшого магазина по продаже ненужных вещей. 

Девушка арендовала небольшое помещение в центре Москвы, вложив собственные деньги, собрала новую партию одежды и уже через несколько месяцев отбила все затраты. 

— Но мне не хотелось сидеть в этом магазине. Это подвальчик, он милый, туда приходят люди, но он маленький. Это не соответствовало той картинке, которую я увидела в Америке. Поэтому я стала выступать, презентовать идею перед разными сообществами. В какой-то момент нас начали замечать крупные бренды, которые нам говорили: “А давайте мы сделаем акцию для сотрудников, для клиентов”. Так у нас появилось 400 партнеров, — вспоминает Даша.

Компания арендует склад, здесь хранят и сортируют вещи

Помощь нуждающимся

На первом этапе Даша Алексеева провела исследование и изучила рынок. В год москвичи выбрасывают около 2 млн тонн одежды. Сбор и продажа хотя бы одного процента от этого количества позволили бы ей обеспечить рабочими местами несколько десятков человек, а вырученные деньги вкладывать в экологические проекты. Но для этого потребовалось с нуля выстроить бизнес-процессы.

Команда фонда “Второе дыхание” открыла точки приема ненужной одежды в десятках мест в Москве, в том числе в университетах и крупных коммерческих компаниях. Вся она попадает на склад на севере города, который через некоторое время нашла и арендовала Даша. 

Сортировкой одежды занимаются около 10 человек. Они раскладывают ее более чем на 40 категорий. Один человек в день успевает отсмотреть около 1000–1200 вещей, это около 300–400 килограммов. Это одежда для подростков, женщин или мужчин, зимняя и летняя одежда, одежда для приютов для собак — например, старые куртки, которыми волонтеры утепляют клетки и вольеры. 

 

Еще фонд отправляет одежду в детские дома, НКО, которые помогают бывшим заключенным или социально неблагополучным гражданам. 

— Наша задача — на сэкономленные или заработанные деньги сделать так, чтобы каждый человек, который нуждается в одежде, ее получил. И получил ее без трэша, без стыда. Такие люди приходят в какой-то заваленный подвал, там сидит злобная женщина, которой ты должен предоставить справку, что ты нуждаешься. И тогда ты, возможно, получишь что-то, что она сама тебе отберет. Такое похуже. У нас по-другому работают программы, — говорит Даша Алексеева.

И, конечно, на складе сотрудники отбирают одежду для благотворительных магазинов. Часто это платья, блузки, рубашки или штаны дорогих брендов, которые по какой-то причине не подошли москвичам. 

— В команде магазинов работает 30 человек. Это девчонки, которые продают одежду, оценивают, отбирают. Для меня это какое-то кунг-фу, потому что они из тонны могут выцепить какую-то вещь, которая точно “улетит”. Они уверены, что это не фейк. Они знают, из какой она коллекции, кем она была произведена, — рассказывает Даша. 

Новые вызовы

Вместе с хорошей, почти новой одеждой во “Второе дыхание” приносят и много ветоши. Когда в фонде поняли ее реальный объем, то перед сотрудниками встал вопрос: каким образом ее можно утилизировать. Одежда и текстильные отходы составляют до 7% объема мусора на полигонах и разлагаются до 200 лет, выделяя метан и другие отходы, которые загрязняют грунтовые воды. Оказалось, что в Москве переработкой практически никто не занимается. 

Тогда Даша Алексеева решила наладить процесс переработки и утилизации ветоши своими силами. Сама она в шутку говорит, что из благотворительного сервиса фонд “Второе дыхание” превратился в технологический стартап, который исследовал рынок, нашел инвестиции, закупил оборудование.  

— Сейчас переработка не интересна ни государству, ни крупным брендам. Мы берем эту задачу на себя. Поэтому когда кто-то покупает у нас в магазине платье за 5 тысяч рублей, 1 тысяча рублей идет на оплату работы магазина, зарплату продавцов, а еще 4 тысячи рублей уходит на то, чтобы переработать 100 килограммов ветоши. Таким образом это компенсируется, — рассказывает детали процесса Даша. 

Со временем фонд “Второе дыхание” открыл представительства в двух десятках регионов, где также собирают ненужную одежду и передают ее на благотворительность или продают. 

Сообщество

Даша узнала, что похожие проекты уже несколько лет работают более чем в 40 городах. Но в отличие от Москвы они развивались медленнее: там нет такого количества одежды, как в столице, активисты с трудом привлекают гранты и пожертвования, им сложнее взаимодействовать с местным бизнесом. Тогда в фонде “Второе дыхание” возникла идея научить региональных партнеров и коллег развивать свои проекты. 

Даша обратилась в Impact Hub Moscow, центр социальных инноваций и предпринимательства. Там ей помогли составить программу обучения и поддержки похожих инициатив, главной целью которых стало развитие индустрии переработки ненужной одежды в России. А в конце цикла лекций в Москве прошла первая очная конференция для партнеров.

— На нее собрались 78 участников из 30 регионов — такие же, как мы. Мы их впервые увидели, узнали, что такие же проекты есть, оказывается, в Тамбове, Ростове-на-Дону, Омске, — радуется Даша. — И всем хочется обняться и порадоваться за то, что мы существуем.

У всех одни и те же проблемы: куда девать ветошь, как увеличить средний чек, как сделать так, чтобы никто не воровал. В Impact Hub Moscow нам помогли структурировать знания, чтобы мы понимали, что и за чем делать. И сейчас у нас есть план развития на год. 

Сейчас фонд “Второе дыхание” собирает около 800 тонн старой одежды в год в Москве. Это, по словам ее руководительницы, капля в море. Даша Алексеева признается, что хотела бы, чтобы большинство жителей России понимали, что старые вещи могут служить долго, что они могут помочь другим людям, что они могут быть переработаны экологичным способом. Это долгий путь, но ее команда намерена и дальше развивать свой проект и увеличивать объемы, не забывая о социальной составляющей (это и новые рабочие места, и помощь нуждающимся, и экопотребление). По словам Даши, проект выстроен так, что он только укрепляет команду:

— Людям надо верить во что-то хорошее, людям надо покупать дешевые вещи. И многие, кто ходил в торговые центры, сейчас приходят к нам в магазины. К нам приходит больше талантливых людей, которых бы мы не схантили несколько лет назад.

Если у бизнеса вообще нет никакой ценности, то даже за зарплату люди туда не готовы идти. Им нужны идея и смысл.

Сейчас мы осваиваем фандрайзинг, стараемся больше привлекать средства, создали попечительский совет и разные известные люди нашли время к нему присоединиться. Я это использую, скорее, как возможность. У меня нет дилеммы —  заниматься обычным бизнесом, пойти в госуправление или заниматься именно этим. Очевидно, что именно этим я хочу заниматься. 

 

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БизнесБлаготворительностьОткрытияФеминизмЭкология