Гуманистическая политика в начале XXI века проиграла историческую эпоху огромных возможностей, но не потерпела ценностное поражение. Гуманизм является сущностной альтернативой и популизму, и охлократии, и национализму, и цинизму, и ненависти. Гуманизм является сущностной альтернативой войне.

Что такое гуманизм в военное время?

Гуманизм в военное время – это борьба за сохранение жизни всех без исключения людей. Гуманизм в военное время – это буквально борьба за жизнь. Как бороться за жизнь, когда государство производит смерть? Как бороться за уважение к людям, когда государство учит ненавидеть?

Гуманизм в военное время – это жить в своей стране вместе с людьми, которым выпало военное время. Среди этих людей – наши сторонники, наши противники и очень много людей, не слышащих нас, не понимающих нас и не понимающих значение гуманизма в политике для каждого человека.

Как собрать большинство общества на основе гуманизма? Как объединить идеей жизни большинство людей, в том числе раненых военным временем?

В одной стране, в одном обществе, рядом друг с другом живут участники войны и противники войны. Как говорить и с теми, и с другими, чтобы найти с ними общий язык? Чтобы люди хотели жить больше, чем умирать? Жить в одной стране.

Как сделать гуманизм понятной и признаваемой основой политики в России? Как сделать гуманизм основой общественной жизни?

Нам необходимо говорить со всеми людьми с уважением. С уважением к людям, даже при категорическом непринятии их позиции.

Демократические реформы в постсоветской России могли стать успешными только в случае создания настоящего гражданского общества, способного и формировать, и контролировать власть. Тридцать лет назад создать такое общество не удалось. Поэтому и реформы не получились. Поэтому демократия в России потерпела поражение.

Чтобы вернуть в нашу страну мир и свободу, нужно создать в стране гражданское общество – после всех ошибок, заблуждений, искушений, преступлений, катастроф, разочарований и утрат.

Это общество будет иметь опыт любви и опыт ненависти, опыт лжи и опыт правды, опыт войны и опыт противостояния войне, опыт страха и опыт бесстрашия, опыт подлости и опыт чести, опыт свободы и опыт несвободы. Мы не сможем, создавая гражданское общество, миновать ни один этот опыт. Мы не сможем при создании гражданского общества вычеркнуть из него самых разных людей, в том числе тех, с кем мы сегодня категорически не согласны.

Нам предстоит разговор с несправедливо осужденными и палачами, с правозащитниками и организаторами расправ, с борцами за историческую правду и фальсификаторами истории. Нам предстоит гражданский диалог с людьми, которые сегодня преследуют нас и угрожают нам лишением свободы. Ставят под угрозу нашу жизнь.

Перед нами стоит выбор пути: к гражданскому миру или гражданской войне, к расколу общества или к реанимации и объединению общества.

По существу, перед нами тот же выбор: мы собираем народ мира или народ войны.

Это будет другое общество. Прожив и пережив вереницу трагедий, пережив катастрофу военного времени, общество получит шанс повзрослеть, стать мудрым, стать в основе своей гуманным. Народ сможет выжить только на пути к гуманизму.

Это будет очень долгий путь. Страна не сможет пройти его без политиков-гуманистов. Сохранить гуманизм в политике – наша главная задача сегодня.

Нам важно остаться собой. Не опустить руки. Устоять на ногах. Не возненавидеть народ, что бы с ним сейчас ни происходило.

Чтобы спасти страну, нам необходимо бороться за каждого человека. Буквально – видеть человеческое в каждом человеке, бороться за человеческое в каждом человеке.

Только тогда партия гуманистов сможет стать партией большинства и оправдать чаяния людей, которые сегодня, в тёмное время истории, видят в нас своих представителей, свою живую надежду на будущее.

Гуманизм в политике является условием жизни.

Оригинал