В администрации каждого региона России есть вице-губернатор, который отвечает за внутреннюю политику и пропаганду. Периодически администрация президента устраивает для них коллективное обучение где-нибудь в Подмосковье: доводят до товарищей с мест «линию партии», объясняют, как работать с населением и чего Кремль ждет от регионов.

Рассказывая об очередном раунде такой учебы, газета «Коммерсантъ» раскрыла интересные подробности: оказывается, на последнем семинаре вице-губернаторам объясняли, как готовить граждан к окончанию «СВО» и формировать правильный «образ победы». Цитаты из заметки:

«АП исходит из того, что конец СВО будет и к нему надо быть готовым», — поясняет один из источников “Ъ”. Будущие результаты СВО должны расцениваться в обществе как победа, хотя разные социальные группы уже воспринимают ее по-разному: для «рассерженных патриотов» она означает одно, для «либералов» — совсем другое. Поэтому, с точки зрения АП, надо ориентироваться на «спокойное большинство», которое будет довольно достижением обозначенных президентом целей (денацификация и демилитаризация Украины), а также сохранением за Россией новых территорий. И это большинство необходимо сохранять и расширять, считают в АП.

Что касается участников СВО, то, как уже сообщал “Ъ”, работа с ними — одна из приоритетных задач, которую АП ставит перед региональными властями, а удовлетворенность бывших бойцов их послевоенной жизнью даже стала одним из показателей эффективности для губернаторов. На семинаре в связи с этим отмечалось, что нужно постоянно держать в фокусе вопросы реабилитации и трудоустройства участников СВО, чтобы они не примкнули к протестным движениям или к криминалу. Один из рисков заключается в том, что в мирной жизни бывшим бойцам будет тяжело найти те же зарплаты, что и на СВО, поэтому надо думать над их поощрением и формированием уважительного отношения в обществе, говорят источники “Ъ”. Говорилось в «Сенеже» и о том, что в обществе нельзя допускать формирования негативного отношения к участникам СВО в целом».

Если исходить из этой информации, получается, что в Кремле готовятся к прекращению конфликта в обозримом будущем (вероятно, после инаугурации Дональда Трампа) и понимают, что фактически полученный Россией в этой войне «приз» будет существенно отличаться от пусть не объявленных, но предполагаемых планов «СВО» (взятие Киева, смена власти режима на пророссийский и захват крупных городов с большим процентом русского населения, в том числе Харькова и Одессы). Но там вполне резонно полагают, что уставшее от войны население и такую «победу» воспримет с радостью. 

Главная проблема будет с «ветеранами СВО», которые вернутся с войны в обычную жизнь, где все несправедливости и несчастья не только не исчезли, но и стали заметнее (пример — экс-наемник ЧВК «Вагнер», который вернулся с войны, ведет блог и не понимает, за что он «жопу рвал под Бахмутом»). Хотя участники войны и заработали на боевых действиях, теперь их доходы резко сократятся, и лишь немногие смогут использовать заработанный капитал, чтобы качественно улучшить свою жизнь. Некоторые постараются сохранить высокие доходы, занявшись криминалом (тем более, что бывших заключенных среди ветеранов и так хватает).

Ко всему этому добавится негативное или равнодушное отношение обычных граждан к «ветеранам СВО», особенно когда те будут вести себя вызывающе и ставить себя выше мирных людей. Я предполагаю, что в коллективном сознании российского общества скрыто понимание того, что никакой защитой своих земель эти «ветераны» не занимались, а захватывали земли чужие; за это им щедро платили из бюджетных (то есть общих) денег, а теперь они еще и вернутся с претензиями на более высокий социальный статус. Это будет порождать конфликты в обществе.

Интересно опасение насчет того, что участники СВО могут присоединиться к протестному движению. Думаю, один из вопросов, который встанет перед российской оппозицией в следующем году —  допустимо ли сотрудничать с российскими участниками войны в Украине, если те выступают против власти.

Оригинал