Самый свободный политик – тот, у которого нет электоральных задач. Необходимость избираться (получать поддержку граждан на выборах) неизбежно делает практически любого политика популистом. Как минимум вынуждает о чем-то не говорить прямо или жестко. У меня сейчас наивысшая степень свободы от выборов. Я могу сегодня говорить с людьми без электорального наркоза – называть все вещи своими именами и не думать: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»

Популизм – бич современной политики. Не понравишься – не проголосуют. Политики либерального сообщества меньше всего склонны к популизму (приверженность свободе лечит от безответственности), но даже нам приходится трудно в эпоху торжества иллюзий и мифов. Тот, кто развенчивает не только иллюзии и мифы, но прямую ложь, всегда рискует утратой электоральной поддержки. 

Когда таких рисков нет, но есть острое понимание необходимости правды, ты идешь против настроений общества, но на самом деле движешься по ветру истории. Правду говорить трудно, иногда неприятно, но необходимо. Без правды не выйти их тупика и не найти дорогу в будущее.

Неделю назад Алексей Венедиктов пригласил меня на очный разговор в студию «Живого гвоздя» в программу с отсчетом исторического времени «2024». Отклики на этот диалог я получаю до сих пор.

Это был разговор о роли России в происходящем, ответственности интеллигенции и власти, моральной роли российских интеллектуалов, которые занимают активную публичную позицию и высказываются о происходящей трагедии. Я объяснил, почему я категорически против того, чтобы российские писатели и журналисты поддерживали продолжение боевых действий и почему именно такую позицию диктуют традиции русской культуры.

Говорили о «партии чужой крови» и о том, почему призывы к военной победе Украины губительны и даже смертельны для самой Украины. Как должны вести себя ответственные политические лидеры в кризисные времена? Что такое настоящая антивоенная позиция сейчас?

Алексей Венедиктов предложил мне публично обратиться к Владимиру Путину, и я не стал уклоняться. Какой выбор должна сделать Россия сейчас? Почему только мир и гуманизм могут остановить дальнейшую деградацию страны?

По итогам голосования зрителей, объявленного Алексеем Алексеевичем, 50% признали мои доводы убедительными, 29% – неубедительными, а 21% решили, что им нужно еще подумать над услышанным. До настоящих выборов более чем далеко, но счет для нынешних времен вполне оптимистичный. Правда привлекательна и неминуема – как горькое лекарство, без которого исцеление невозможно.

Републикация диалога с Алексеем Венедиктовым на канале «ГражданинЪ TV».

Оригинал записи прямого эфира на канале «Живой гвоздь».

Оригинал