У "Немецкой волны" в целом хорошее краткое описание бэкграунда слушаний (по совместному предприятию с Росатомом), которые прошли на этой неделе в немецком Лингене, поэтому перепостил тут. Фотка эта не со слушаний, а с гораздо более ранней акции в Лингене против сотрудничества с Росатомом.

Слушания проходили два дня, и состояли они на 99% из того, что представители общественности мучали самыми разными каверзными вопросами представителей как земельного министерства экологии, энергетики и защиты климата, так и ядерного предприятия ANF (владелец - французский Framatome) на тему рисков от возможного сотрудничества с Росатомом. Судя по всему, на предприятии все готово к тому, чтобы начать производство ядерного топлива с россиянами, остается лишь получить одобрение министерства.

Не каждый мог выступить на слушаниях, но лишь те, кто весной направил письменные возражения против совместного проекта с Росатомом. Таковых набралось свыше десяти тысяч. На слушаниях было несколько сотен человек.

О том, какие вопросы задавались, вы, наверное, и сами можете догадаться. Конечно, это возможные диверсии, шпионаж, этичность и безопасность сотрудничества с российской госкорпорацией во время войны в Украине с учетом того, что Германия занимает совершенно четкую проукраинскую позицию. Я ожидал, наверное, что приедут выступить больше людей из соседних стран. Представители ANF где-то давали какие-то подробности по технической части работ, но чаще уклонялись от прямых ответов. По вопросам войны, возможного саботажа и диверсий утверждали, что сотрудников Росатома в производственные цеха не пустят, мол те только проведут обучение и поставят оборудование.

Пересказывать все, что говорилось целых два дня (от рассвета до заката) смысла никакого нет, ну и какой отчет о слушаниях составят тоже несложно представить. Самое непонятное в этой ситуации, что будет дальше. Я спрашивал это в приватном порядке у нескольких сотрудников земельного и федерального министерств, которых лично знаю, но никто из них четкого ответа не дал. Понятно только, что в конечном итоге надо будет принять решение по одобрению или наоборот, но когда это произойдет неясно (в самом широком смысле).

Для полноты картины следует добавить, что как таковой разработанной и опробованной процедуры для таких процессов (включающих слушания), насколько я понял, нет. Для всех все в новинку, как кажется. И как именно будет учитываться мнение общественности - хороший вопрос. И если общественность решит, что ее мнение не учли надлежащим образом - можно ли будет подавать в суд?

Все это не позволяет делать хоть какие-то предположения о том, что в конце концов решат и вообще когда это решение будет, то есть Росатом пока остается в подвешенном состоянии. Собственно, этот состояние у них с 2021 года, но сейчас, может быть, даже несколько более подвешенное.

Оригинал