У каждой стороны есть в запасе изначально известный набор действий, который постепенно расходуется. Итогом эскалации может быть либо отход от пропасти, либо срыв стоп-кранов. Пока события идут по второму варианту. До развязки остается немного времени, потому что боекомплект эскалации у обеих сторон близок к исчерпанию. Еще два-три шага – и стороны распечатают ядерное оружие. Возможно, сначала не в виде военного удара, а в виде испытания, но барьер ядерной атаки будет преодолен. Дальше – только глобальная война.

Мы находимся на финальной стадии эскалации, начавшейся с непонимания рисков и последствий распада СССР. Окна возможностей для гармонизации мирового устройства и создания новой глобальной системы мировой безопасности были упущены сначала в конце 1980-х, потом в начале 1990-х, потом в начале 2000-х. Вся история первой четверти ХХI века, кроме самого его начала, это история накопления отрицательной политической энергии, которую и Россия, и США понимали как признак силы. Чем больше мы можем разрушить, чем больший ущерб принести противнику – тем мы сильнее.

Украина стала территорией раздора не только из-за Крыма, Черноморского флота и условий газового транзита. Украина оказалась квинтэссенцией политических проблем бывшего СССР: исторические корни, пересечение культур, советская инерция, постсоветский синдром, выбор военного блока (то есть стороны в вероятной будущей войне) или внеблоковый статус, направления экономической интеграции, кризис элит, риски национализма, миграционные проблемы.

После начала эскалации (ее можно отсчитывать с выборов Виктора Ющенко в 2004 г.) борьба за Украину приняла экзистенциальный характер как для США и стран Запада, так и для России. Борьба идет не за Украину как таковую, борьба идет за новое глобальное мироустройство. Именно поэтому ставки больше, чем мир.

Участники эскалации рассчитывают на то, что их очередной ход исчерпает предел возможностей противника и вынудит его остановиться. Но каждый раз выясняется, что у эскалации нет дна. Эскалация высвобождает энергию разрушения.

Эскалация 2024 года началась с входа ВСУ на международно признанную территорию России 6 августа. Россия заявила о пересмотре ядерной доктрины, дополнив ее также обязательствами в отношении Беларуси. США, Германия и Франция разрешили Украине применять по целям на территории России дальнобойное высокоточное оружие. Украина 19 и 21 ноября применила это оружие по целям в Курской и Брянской областях. Путин 19 ноября утвердил новую ядерную доктрину. 21 ноября Россия использовала новейшую ракету средней дальности «Орешник» по цели в Украине. Путин заявил, что возможны удары по объектам в тех странах, которые разрешат использовать свое оружие против целей в России, причем об ударах будет объявляться заранее.

Уже не просто горячий, но горящий шар на стороне США и НАТО. Что осталось в их арсенале? Размещение ядерного оружия в неядерных странах Европы? Направление воинских подразделений НАТО в Украину непосредственно? Закрытие неба над Украиной (что равнозначно прямому вступлению НАТО в боевые действия)? 

До испытаний ядерного оружия, разрыва договора о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, окончательного слома системы международной ядерной безопасности и применения тактического ядерного оружия остались считанные шаги.

Готова ли Россия применить ядерное оружие? Полагаю, что да. Готовы ли США и ядерные страны НАТО применить ядерное оружие? Полагаю, что да. Психологический барьер преодолен с обеих сторон. Уровень идиосинкразии достиг критического. Фактически стороны идут в лобовую атаку.

Если в ближайшие дни, максимум недели не будет достигнуто политическое соглашение о полном прекращении огня без предварительных условий под гарантии посредников и о переходе к переговорам, то Третья мировая война станет неизбежной.

Оригинал