В литературных и общественных кругах России разгорается скандал после высказываний автора учебников по истории Евгения Синицына в адрес известного писателя Виктора Астафьева. В интервью ютуб-каналу “Слово“ историк упрекнул Астафьева в том, что он “все получил от советской власти“, а позже в романе “Прокляты и убиты“ “облил грязью и Сталина, и советскую армию“. В оценке творчества Синицын использовал крайне оскорбительное выражение, назвав Астафьева “гнидой” и “подонком“. Автор учебников утверждает, что творчество Астафьева, несмотря на признание и награды, содержит элементы, которые он лично считает деструктивными для общественного сознания. По его мнению, многие произведения Астафьева пропитаны излишним пессимизмом и негативом, оказывает пагубное влияние на восприятие действительности читателями. Также он высказал мнение о том, что автор написал “вот такой поганый роман“ “по указке Запада: взамен ему обещали Нобелевскую премию“.
Высказывания Синицына, естественно, не остались незамеченными. По этому поводу уже высказались и политики, и критики, и писатели. Большинство считают, что подобные оскорбительные выражения недопустимы в адрес значимых фигур литературного наследия. “Критика в литературе – необходимая часть творческого процесса, но она должна оставаться в рамках корректного обсуждения,” – отметил литературовед Алексей Петров. “Назвать Астафьева “гнидой“ – это не только неуважение к самому писателю, но и к всей русской литературной традиции.”
Бывший заместитель губернатора Татьяна Давыденко, лично знавшая писателя, призвала Генеральную прокуратуру возбудить уголовное дело из-за высказываний историка. На защиту писателя публично также встал экс-глава Красноярска и депутат Госдумы Сергей Еремин, который назвал заявление Спицына “хамским, беспринципным, наглым и подлым“ и пообещал защитить имя писателя. “Это не просто оскорбление личности, это плевок в душу Сибиряков, всей нашей нации. Подобные “историки“, бросающие тень на наследие великих людей, не заслуживают ничего, кроме презрения“, - подчеркнул Еремин.
Несмотря на это, Синицын за свои слова не извинился. А заявил журналистам, что если бы “Астафьев был бы жив, то его судили бы по статье УК за фальсификацию истории войны“. По всей видимости, это сойдет историку с рук. И его продолжат звать на эфиры различных программы и заказывать ему пособия для школьников.
К переписыванию учебников истории на нужный лад мы уже привыкли, к цензуре – тоже. Теперь, видимо, пора готовиться, что с книжных полок и из школьных программ будут исчезать Астафьев, Солженицын и другие писатели, которые рассказывали о жизни без прикрас. Поскольку современная политика государства подразумевает, что россияне не должны знать не только настоящее, но и прошлое. Продолжаем развиваться в сторону Северной Кореи.