Для начала — пара ответов, которые не дают спать спокойно и стали поводом для написания этого поста.
Первый — в подмосковном портале "Добродел". Заявка на удаление борщевика была отправлена 1 сентября, ответ пришел 29-го (да, в срок 30 дней уложились), но вегетационный период у них... закончился, оказывается.
А на самом деле, вегетационный период у борщевика в Московской области заканчивается в средине - конце ноября, вовсе не 1 сентября. В сентябре вполне можно еще взять и выкопать злодея... И начинается сезон физической борьбы не 1 мая (когда в Подмосковье начинают принимать жалобы), а в конце марта, как только снег начинает таять на солнечных местах.
То есть мы наблюдаем либо сознательное уклонение от работы, либо просто сильную недоинформированность тех, кто, вроде как, должен бороться с борщевиком.
К "Доброделу" вообще очень много вопросов. Было, Павел Наумов писал летом, что сотрудники администрации требовали присылать координаты места в текстовом виде, оттягивая исполнение (а борщевик не ждет, бутоны набирает!). Зачем писать текстом, когда и так при создании заявки точка на карте указывается — непонятно. Возможно, это особенность отдельных городских округов, в большинстве нормально понимают карту, но все же придирки — нехорошая практика, ибо отнимает драгоценное время, не надо так.
Исполнение "на отвали" — тоже частое явление: скосят то, что попало в кадр на фотографии (для отчета хватит) — а кругом остаются заросли. После такой реакции на обращения большая часть работы делается потом руками жителей, которые не хотят жить в борщевике (если, конечно, такие добровольцы поблизости нашлись). Московская область — одна из первых, решивших бороться официально, за годы уже можно было исправить все типовые косяки, но что-то пока не...
Второй ответ не менее прекрасен — это пишет РЖД по поводу зарослей борщевика на вокзале в городе Кимры Тверской области. Там уже никто даже не надеется изничтожить борщевик — обещают только "привести его к эстетическому состоянию". Причем сделать это в сентябре... Все лето стояли зонты — никого не смущали (ни жителей, ни городские власти), пока в середине августа не прилетела жалоба от мимо проезжающего человека.
Смеяться или плакать? Можно и то и другое. Однако потом желательно все же перейти к действиям, направленным на исправление ситуации.
Что мы можем?
Например, расписать подробно и предложить в местную администрацию подробный план борьбы для своего города или района, со всеми необходимыми расходами. Это увеличит шансы, что работы по борщевику в бюджет следующего года будут заложены.
Еще мы можем предлагать провести обучение сотрудников городских служб (в городах борщевика полно...) — как правильно копать, как травить. Часть ошибок случается не из-за лени или безразличия, а от недостаточного понимания, что и как надо делать, чтоб получить нужный эффект. Обучить будет проще, чем идти и физически убивать весь борщевик своими руками.
Если это все уже было предложено и проигнорировано — значит, настала пора двигаться на уровень выше. Например, можно
Написать письмо региональным властям, в котором рассказать:
— какие сроки проведения работ оптимальны;
— какие методы борьбы вообще бывают (это не только покос и химия... можно рекомендовать посмотреть вебинар про планирование);
— какие примерно финансы нужны на сезон в регионе (можно грубо прикинуть по площадям с региональных страничек);
— какие образовательные мероприятия для населения стоит проводить (лекции в библиотеках и ДК, уроки и классные часы в школах, игры про борщевик на развлекательных мероприятиях, плакаты в общественных местах и др.);
— когда и какие материалы публиковать в СМИ;
— и т.д. и т.п.
Не ожидая мгновенного эффекта от одного письма, постепенно, шаг за шагом, давайте как-то передавать работу с зарослями властям, потому что своими руками нам и так есть что делать. Ведь долго еще придется ковырять одиночные особи и малые очаги при патрулировании территорий (зачем — подробно написано здесь). Эту задачу — патруль всего и вся — очень несподручно делать силами государства, потому что тут сложность постановки задачи и контроля примерно равна сложности исполнения. Ну правда, представьте, что будет, если на каждую отдельную особь договор с подрядчиком заключать? Допустим, можно заключить договор на патруль мало зараженной территории — но как тогда проверить, реально ли человек не нашел борщевик или просто не ходил искать? Или ходил, но искал грибы?
Одиночные экземпляры проще обнаружить и прибить самостоятельно, а крупные заросли оставить госструктурам. И пока осень, важно донести до них, что где растет и в каком количестве, а также что наиболее рационально будет с этим безобразием сделать. Иными словами, помочь в меру своих скромных возможностей...
Если кто не решается начать диалог — можно взять за основу типовые тексты писем, которые выложены на сайте "Антиборщевик", и вносить правки на свой вкус и согласно своей ситуации:
1) письма к местной администрации: https://antiborschevik.info/letter_templates_local
2) письма к региональной: https://antiborschevik.info/letters_to_region_adm
Переделывать — это проще, чем сочинять с нуля, так что пользуйтесь на здоровье. Успехов в подготовке к следующему сезону!