Выборная гонка в США идет напряженно, и неясно, кто станет в ней победителем. Впрочем, выборы в США так проходят всегда, но сейчас в особенности. Одно уже можно констатировать: Камала Харрис оказалась слабым кандидатом. Лично для меня это было очевидно еще в июле, когда она вступила в гонку вместо выбывшего Джо Байдена. Да, у Харрис был и остается меньший, чем у Дональда Трампа, антирейтинг, но сложно «продавать» кандидата, который имеет мало заметных достижений, избегает общения с неподготовленной аудиторией, а на все вопросы отвечает, как говорят американцы, «салатом из слов».

Согласно последним опросам (WSJ, Forbes/HarrisX, Rasmussen Report) за десять дней до выборов лидером гонки становится Трамп — как в целом по стране, так и в колеблющихся штатах. Хотя его преимущество в 1-3 п.п. не выходит за пределы маржинальной погрешности. Но завоеванное в первый «медовый» месяц своей кампании и потерянное сейчас лидерство Харрис также не выходило за эти пределы.

Вообще, если Харрис и победит, то не благодаря своим качествам и заслугам, а только лишь ввиду антирейтинга Трампа. Поэтому в ее кампании заметно усилилась негативная, антитрамповская агитация, а здесь и снова обвинения в сексуальных домогательствах, связях с Путиным, узурпации власти и даже фашизме. То есть слогана Forward («Вперед») оказалось недостаточно для мобилизации избирателей, да и большинство американцев (64% согласно поросу WSJ) считает, что страна движется в неправильном направлении.

Камала Харрис на протяжении всей своей деловой и политической карьеры разыгрывает гендерную и расовую карту. Но именно в ходе этой кампании демократы столкнулись с серьезной проблемой сборки своей традиционной коалиции, включающей в себя женщин, расовые и этнические меньшинства.

На финише выборной гонки Трамп и Харрис пытаются завоевать симпатии латиноамериканских и чернокожих избирателей. Согласно свежему опросу The Economist/YouGov (19-22 октября) поддержка среди афроамериканцев у Харрис составляет 80%, у Трампа — 13%, среди латиносов у Харрис — 55%, а у Трампа — 38% (другие опросы дают Трампу даже больше процентов).

В 2020 г. победа Джо Байдена опиралась на подавляющую поддержку обеих групп: тогда за него проголосовали 87% чернокожих и 65% латиноамериканских избирателей. За чернокожего Барака Обаму в 2008 г. проголосовало 95% афроамериканцев и 67% латиносов, в 2012 г. — 93% и 71% соответственно. Проигравшую в 2016 г. выборы Хиллари Клинтон поддержали 89% чернокожих и 66% латиноамериканских избирателей.

Камала Харрис в настоящий момент располагает поддержкой 43% мужчин и 53% женщин. В то время как Трампа поддерживает 52% мужчин и 40% женщин. За Обаму в 2012 г. проголосовало 45% мужчин и 55% женщин, за Байдена в 2020 г. — 45% мужчин и 57% женщин. Для гарантированной победы Харрис не хватает, как мужских голосов, так и даже женских.

Получается, что демократические предшественники [мужчина] Обама и [белый] Байден были более популярными, чем Харрис, в традиционных для демократов группах (женщины, афроамериканцы и латиносы), что и обеспечило их победу на выборах. Это болезненный удар по самолюбию чернокожей кандидатки азиатского происхождения.

Оригинал