Когда-то давно, еще до большой войны, в нашем рабочем чате в «7x7 - Горизонтальная Россия» одна наша редакторка показала фото обычной для российских городов автобусной остановки и спросила, что с этой остановкой не так. После эмоциональной и довольно сумбурной дискуссии она пояснила - у этой остановки были непрозрачные стены. А это опасно для женщин: если внутри такого строения происходит что-то плохое, снаружи этого не видно, никто не придет на помощь, никто не обратит внимания.
Я помню, каким откровением это стало для меня. Хотя я в своей жизни встречался с уличным насилием, я никогда не рассматривал пространство вокруг в таком ключе, через призму того, насколько оно может быть небезопасным для человека, которого окружающие и не всегда добрые люди априори считают слабым, безответным и беззащитным.
Небольшое сообщество волонтерок из России не так давно запустило проект "Попутчица" - карту потенциально опасных для женщин (точнее, женщин*, как они пишут сами, включая в этом множество небинарных и трансперсон) мест в трех городах: Питере, Калининграде и Екатеринбурге. Это одновременно предупреждающая, обучающая и поддерживающая инициатива. А еще она делает небезопасные пространства видимыми - в том числе для тех, кто никогда не смотрел на них глазами потенциальной жертвы.
В России сейчас расцветает культ силы. И если на пропагандистском плакате он выглядит как некий традиционный образ идеального "защитника", по факту это неприкрытое воспевание тупого насилия. Про то, что люди в целом часто стараются держаться подальше от вернувшихся с войны "защитников", мне рассказывали знакомые из разных российских городов.
И это лишний аргумент в пользу того, что иногда (да прямо скажу, часто) бывает очень полезно смотреть на мир вокруг глазами потенциальной жертвы. Потому что насильником человек может и не быть и чаще всего не бывает. А вот жертвой может стать каждый.