В дополнение к новостям про выборы в Австрии, Германии, а также в ряде иных стран: массовым в СМИ стало использование слова "крайне правый" или "ультраправый", что является чисто оценочным и мало отношения имеет к реальной оценке политических позиций. При этом обычно этот ярлык на других вешают СМИ, которые сами по содержанию являются левопопулистскими (новая этика, требование изменения языка под феминитивы, поддержка этнических и прочих квот, зеленая повестка и климатические налоги и т. д., и т. п.).

Напоминаю, что исторически левое и правое в основном делили по отношению к вмешательству государства в экономику (а за этим часто и во все другое): левые за более сильное вмешательство, правые за менее. Также исторически правые партии скорее за индивидуализм и ценности личной свободы, а левые за коллективизм и примат "общих интересов" (как пример, локдауны ценой экономического ущерба и сломанных судеб ради мифического "спасения старушек"). Если смотреть на программы тех, кого часть именуют "крайнеправыми", там, наоборот, часто многого левого социального популизма. Вообще популизм - это всегда винегрет идей, в чем то правых, в чем то левых, в чем то просто конъюнктурных. Поэтому термин "правопопулистский" корректен, а вот "крайне" - нет, так нет никаких границ, где начинается "крайне". Все-таки публичная дискуссия - это не обмен ругательствами.

Что касается тем миграции, протекционизма, защиты национальных интересов и т. д., то по ним левых и правых не делят.

В мире сколько угодно левых националистических партий (от арабского мира до Африки, Азии и Латинской Америки). И кстати, НСДАП, тоже была скорее вариантом левого национализма (не даром термин национал-социализм), она была совсем не про индивидуализм и свободы, а про коллективные интересы, только этнонациональные, а не классовые, как у коммунистов тех лет.

Оригинал