В борьбе с «иноагентами» меня больше всего расстраивает не энтузиазм Кремля, а то, что ему удалось убедить существенный процент наших граждан (по данным «Левады», более 50%) в том, что иностранное влияние — это действительно нечто такое, с чем стоит бороться. Причем не только в политике, но уже и шире, в культуре. Кажется, забыли наши сограждане, что русская, российская культура, как и любая другая, — есть плод взаимодействия культур всего мира. Невозможно представить ни российскую культуру, ни нашу литературу, ни науку, ни даже нашу политику без «иностранных веяний» — европейского просвещения, республиканизма, гуманизма. А если копнем глубже, то увидим, что и в далекие средневековые времена Русь постоянно испытывала то, что сегодня считается «иностранным влиянием». И если бы этого «влияния» не было, то не было бы в России ни христианства, ни кириллицы, ни книгопечатания, ни, возможно, самого государства. 

В какой-то момент я задался вопросом: если применить сегодняшнюю логику Минюста, то кого в российской истории можно было бы признать иностранным агентом? Я начал набрасывать список и из него родилось видео. Оно получилось не только про самих «иноагентов», но и про борьбу с ними: о том, как в разные эпохи российская власть одновременно испытывала иностранное влияние и боролась с ним. По степени маразма Путин сейчас ближе всего к сталинским временам, когда поводом для репрессий могли стать родственники за границей или иностранная фамилия, а позднее в печати шла неистовая кампания по борьбе с «низкопоклонством перед Западом».

Как обычно, при подготовке этого видео и я сам узнал много интересного (за это и люблю свою работу). Большое спасибо тем, кто помог с его созданием, в том числе М., Л. и Ю., которые прочитали сценарий, указали на мои многочисленные ошибки и предложили свои разумные исправления и дополнения. Наверняка еще что-нибудь мы все вместе упустили, о чем вы всегда можете сообщить в комментариях. Приятного просмотра!

Оригинал