Умер Николай Карлович Сванидзе. В последнее время он болел и был не очень публичен, но в ноябре 2023 года дал большое интервью Фариде Курбангалеевой для Republic. Вот его финал:

«Ситуация, в которой мы оказались, точнее, в которую мы себя загнали, действительно уникальна. Аналогии мне неизвестны. Как и пути выхода из нее.

Цитируя «Игру престолов», зима будет долгой. Эта мучительная, кровавая война вряд ли кончится полной победой одной из сторон, поскольку без сторонней помощи ни одна из них — ни Украина без западной, ни Россия без северокорейской, китайской, иранской — не имеет для этого достаточных ресурсов. Военных, экономических, людских, никаких. А кроме самих Украины и России, никому не нужна их полная победа.

Безоговорочная победа России не нужна не только Западу, но и Китаю. Она ведь, неровен час, возомнит себя новым Советским Союзом и захочет пересмотреть свои вассальные отношения с Китаем: «Не желаю быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою». Россия, не побежденная Западом, но и не победившая и без лишних амбиций, а полностью зависимая, ручная и берущая корм из клюва у великого соседа, не может не нравиться Китаю.

Но и Запад, готовый многим пожертвовать, чтобы Россия не победила, не заинтересован в ее оглушительном поражении. И дело даже не в том, что Россия и Путин не одно и то же. И не в том, что у нас есть бомба. Все более буднично. У нас привыкли верить старому вранью, что Запад спал и видел развал Союза, а сейчас грезит о развале России. Но все ровно наоборот. В 1991 году президент США Джордж Буш сидел в Киеве и умолял украинцев не выходить из Союза. Потому что видел в кошмарных снах, как по темным углам бывших союзных республик растаскивают ядерные боеголовки, как их продают террористам, теряют, делают своими цацками непредсказуемые временщики. Куда комфортнее иметь дело с самим чертом, чем с его многочисленным безбашенным потомством. Слишком много пыли.

Ровно та же логика действует сейчас применительно к России, полное поражение которой с высокой долей вероятности может привести к ее развалу. Поэтому формальной победы одной из сторон не будет. Либо все мы увязнем в этой войне, как на Ближнем Востоке, либо будут многосторонние переговоры и такие же сложные соглашения.

Но уже понятно, что для Украины свет в конце тоннеля виден. Страну усилиями всего Запада поднимут из руин. А вот с Россией все сложнее. Она загнала — то есть мы себя загнали — в такую позицию, что в смысле перспектив глобальной конкуренции, говоря шахматным жаргоном, твердо стоим на проигрыш. И свет впереди пока не просматривается».

Оригинал