Пять лет после громких муниципальных кампаний: как война и репрессии изменили политический ландшафт
Пять лет назад, на тех же выборах, мы делали проект «Объединенные демократы» в Петербурге: выдвинули 460 человек, 139 человек стали депутатами. Команды выдвигали партия «Яблоко», штаб Навального*, местные градозащитные группы. Всего в муниципальные советы Санкт-Петербурга избралось 400 демократических депутатов. Это была яркая кампания, которая привлекла новых сторонников и новых людей в политику.
На выборы в Московскую городскую думу не были допущены сторонники Алексея Навального, в Москве проходили многотысячные протестные акции с лозунгом «Допускай!».
Муниципальные кампании становились историей успеха оппозиционных сил в разных регионах.
С 2021 года Кремль стал централизованно зачищать поляну, преследуя проекты и организации, которые помогали независимым кандидатам, а после 24 февраля 2022 года плотно взялись и за самих депутатов, многие из которых выступили против войны. Депутаты были вынуждены уехать из страны, кто-то осужден по политическим статьям, кто-то ушел в тень.
Как прошло голосование в условиях военной цензуры в 2024 году? Делюсь некоторыми наблюдениями, а также отвечаю на презрительные реплики о том, что все тщетно, и участвовать в «выборах» нет никакого смысла.
В 2024 году, после двух с половиной лет политического вакуума, мы видим новых людей и небольшие проекты, которые образовались в совершенно иных условиях.
Серьезно изменилось законодательство: кандидатов снимают с выборов, привлекая к ответственности за «экстремизм» за посты в соцсетях, признают иностранными агентами, которым ныне запрещено баллотироваться. Конечно, никуда не делись старые-добрые методы: придирки к документам и подписям, искусственные очереди.
Появление новых оппозиционных сил внутри России
⚪️ Левые демократические силы развивают движение, выдвинули несколько кандидатов в Москве в рамках «Депутатской Академии». Кандидаты провели довольно неплохие в нынешних условиях кампании, некоторым самовыдвиженцам удалось собрать необходимое количество подписей.
⚪️ Экс-кандидат на президентских выборах Екатерины Дунцовой, признанная иностранным агентом незадолго до старта кампании, и партия «Рассвет» кандидатов не выдвигали, но некоторые сторонники выдвигались с мирной демократической повесткой в регионах и также поддерживали «Депутатскую Академию»
⚪️ Незарегистрированный кандидат на президентских выборах Борис Надеждин продвигает альтернативу «Умному Голосованию». Проект «ЕДГ-2024» стартовал, но еще до окончания сбора подписей объявил о закрытии из-за недостатка средств. Незадолго до выборов сайт запустили вновь.
⚪️ «Умное Голосование» также представило свои рекомендации на некоторых выборах в 2024 году.
Кремль вытесняет партию «Яблоко» из политического поля
Партию не зарегистрировали практически нигде. Для аудитории "Яблока" готовят «Новых Людей» — контролируемую думскую партию, которая поддержала все решения, связанные с войной. «Новые Люди» используют мягкую риторику, не трогают тему войны, выпускают модный мерч и хантят молодых кандидатов.
В условиях репрессий кандидаты поднимали в агитации маленькие локальные проблемы, очень осторожно высказывая пацифистские взгляды.
Острая нехватка наблюдателей
Опытные наблюдатели или покинули Россию, или под страхом репрессий снизили публичную активность. Немногочисленные независимые кандидаты столкнулись с проблемой поиска людей, чтобы обеспечить независимое наблюдение. Статус «иностранного агента» и преследования не позволяют «Голосу» системно вовлекать и обучать людей в России. И, конечно, на контроле за выборами сказываются законодательные ограничения для наблюдателей и представителей СМИ, как и бесконтрольное трехдневное голосование.
«Единая Россия» выдвинула 380 кандидатов, воевавших в Украине
Правда, отдельной программы или громких заявлений у них нет, скорее это лишь инструмент военной пропаганды, нежели формирование новой "элиты".
Для тех, кто закатывает глаза, когда слышит о «выборах», могу сказать, что пять новых демократических лиц, несколько тысяч сторонников — это больше, чем ноль. Несмотря на абсолютный контроль за результатом, это фактически единичная безопасная возможность высказаться и привлечь сторонников для демократических россиян, особенно внутри страны.