В после того, как стало известно о предстоящем визите Владимира Путина в Монголию, к властям страны обратились политики, правозащитники, общественные деятели из России и Беларуси с просьбой выполнить взятые на себя международные обязательства. К призыву присоединились и международные организации. Монголия ратифицировала Римский статут, а значит Владимир Путин теоретически мог быть задержан в рамках ордера МУС за военные преступления.
Кремль продолжает всячески демонстрировать западным странам, что не находится в изоляции. Поездка в Монголию — это еще и плевок в лицо международным организациям: смотрите, Путину все равно на ваши ордера, ездит куда захочет.
Монголия для этого вполне подходящий вариант: экономика довольно сильно переплетена с Китаем, да и с Россией тоже.
В комментариях вижу удивление, мол, как же так, почему нельзя сделать это принудительно? Как страна может не исполнить международное соглашение? Накажут ли Монголию?
Международное право — это «соглашения на доверии», когда страны собрались и договорились, что хотят стремиться вот к такому идеалу или совместно решать определенные проблемы. Международные организации не имеют инструментов принуждения или своего силового аппарата, чтобы «заставить» страну выполнять обязательства. Вспомните Совет Европы — стран, которые часто не исполняют, например, решения Европейского суда, но остаются в организации, достаточно много.
Дискуссия о кризисе международных институтов, несоответствие их изменившимся условиям, ведется давно, только на моей памяти на факультете политологии об этом говорили еще 15 лет назад. И актуальность ее только растет.