С Праги мая 1945 до Праги августа 1968 прошло 23 года. Советских солдат, вторгшихся в Чехословакию, встречали с ненавистью в том числе люди, которые до этого встречали солдат той же армии с восторгом и благодарностью. Путь от любви до ненависти занял четверть века.
Командовали подразделениями объединённой группировки войск прошедшие Вторую мировую войну Леонид Брежнев, Андрей Гречко, Иван Павловский, Иван Якубовский, Пётр Кошевой, Василий Маргелов, Войцех Ярузельский, Флориан Сивицкий, Лайош Цинеге и Добри Джуров.
Венгерское восстание 1956-го было национально-антисоветским, антироссийским, но не антикоммунистическим. Чешское движение к свободе было идеологическим и ценностным. Речь шла не просто о демократизации социализма, суть реформ Пражской весны была в расширении прав и свобод человека – то есть фундаментальном изменении основ политики. Именно это вызвало ярость советского руководства и принятие решения о военном вторжении.
После Второй мировой войны в Европе выросло число стран, вставших на политический путь демократии. Главным надгосударственным решением послевоенной эпохи стало принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, установившей новые стандарты внутренней политики и абсолютный приоритет прав человека для демократических стран.
Масштабная гуманизация и демократизация политической жизни была естественной наградой для сотен миллионов людей, переживших огромные страдания и выживших в эпоху нацизма и фашизма.
Движение Чехословакии в сторону свободы и демократии было естественным для ее истории и культуры. Общественные настроения в Чехословакии соответствовали общеевропейским.
Если бы послевоенная гуманизация состоялась в СССР и всем советском блоке, это существенно повлияло бы на мировую политику и, скорее всего, позволило избежать холодной войны. Но вместо очеловечивания политики в знак благодарности за пережитые страдания и совершенные подвиги советский народ получил ужесточение политических репрессий. Сталин был озабочен только борьбой за сохранение власти и параноидально опасался любых человеческих проявлений. Общемировое движение в сторону прав и свобод человека не затронуло сталинский СССР ни в малейшей степени.
Ввод войск в Чехословакию произошел через четыре года после смещения Хрущева и прихода к власти Брежнева. Именно вторжение в Чехословакию поставило окончательную точку в недолгой советской оттепели, ознаменовало отказ от гуманизации политики и консервацию тоталитаризма в СССР.
В европейском сознании вторжение советских войск в Чехословакию привело к дегуманизации образа СССР в глазах многих антифашистски настроенных граждан, которые в 1945 году приветствовали освобождение своих стран от фашизма и переживали естественные симпатии к стране-освободителю. Агрессивное вмешательство во внутренние дела другой страны существенно способствовало кризису доверия к СССР в Европе.
Вторжение в Чехословакию стало глубокой моральной травмой как для переживших фактически новую оккупацию жителей, так и для либерально настроенной советской интеллигенции. «Пусть надо мной — без рыданий просто напишут, по правде: «Русский писатель. Раздавлен русскими танками в Праге», — написал Евгений Евтушенко в своем знаменитом стихотворении «Танки идут по Праге».
Сидячая демонстрация восьмерых отважных граждан на Красной площади 25 августа 1968 года прошла под лозунгами: «Мы теряем лучших друзей!», «Ať žije svobodné a nezávislé Československo!» («Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!»), «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «Свободу Дубчеку!» и длилась несколько минут. Но эти несколько отчаянных минут стали залогом сохранения человеческих отношений между обществами в будущем.
Боль и стыд вторжения в Чехословакию тоже стали движущей силой истории, которые в итоге привели к падению советского режима.