В 1209 году епископ Альберт велел строить каменный замок Кокенгаузен у слияния рек Двины и Персе. Деревянную крепость Кукенойс уступил крестоносцам родич Рюриковичей — легендарный князь Вячко.
История замка тесно связана с Россией. В 1219 году местные рыцари ходили войной на Псков, а через шесть лет в ответ волость разорили новгородцы.
Кокенгаузен вошел в Ганзейский торговый союз и стал местом долгой распри между епископом и рыцарями.
Самая трагичная страница в истории Кокенгаузена наступила в страшный 1577 год. Во время Ливонской войны, столь похожей на нынешнюю, замок осадил Иоанн Грозный. Горожане сами открыли ворота московскому царю, но Иоанн устроил резню — истребил гарнизон, местные власти и перебил многих горожан.
В XVII веке городом владели поляки и шведы. А в 1650-е годы его заняли войска царя Алексея Михайловича. Так Кокенгаузен стал на два года Царевиче-Дмитриевым. Воеводствовал там знаменитый русский дипломат Афанасий Ордин-Нащокин. По мирному договору Швеция получила Кокенгаузен обратно. После Северной войны — с 1721 и до 1918 года город вновь находился в составе России, а потом — в составе Латвии.
Сейчас руины замка Кокнесе присели на уровень воды — холм города затопили воды Плявиньского гидроузла. Панцирем водяного чудовища поднимаются обломки стен и башен из пастельной глади.
Отгремели битвы далеких веков. Август царит затишьем — наливается рябина на берегу Персе, задумчивы дубы старого парка. Как неожиданная седина на кленах появляются первые золотые листья. Синицы стеклянно позвякивают в березах, глухо воркуют лесные голуби. Лето готовит шатер к приходу осени.