Несколько представителей общины ханты в ХМАО поделились с журналистами запрещенных в России СМИ, что компания «Сургутнефтегаз» заставляет представителей коренного народа освободить их родовые земли для строительства промышленных объектов. О какой конкретно территории идет речь – не уточняется. 

Сотрудники нефтяной компании предлагают отступные  - 100-150 тысяч рублей. Тем, кто не согласен, обещают проблемы с различного рода льготами, которые им положены как КМН. В том числе, что не выдадут снегоходы, которые должны давать хантам по соглашению с представителями «Сургутнефтегаза». Некоторые, испугавшись остаться ни с чем, подписывают документы, поскольку они не разбираются в законодательстве, у них нет возможности проконсультироваться со специалистами, у них нет интернета. Связь с внешним миром – спутниковые телефоны. 

«Нам негде пасти оленей, некуда уже деваться от всех этих объектов. Нам мешают сохранять традиционный быт, строя дороги и новые буровые. Наши олени часто выбегают под колёса автомобилей», – поделился с журналистами житель региона.

Центр «Досье» в марте 2023 года выяснил, что «Сургутнефтегаз» фактически контролируют люди из окружения Владимира Путина. Его друзья Пётр Колин и Геннадий Тимченко через группу IPP с 2011 года контролировали как минимум 43% внешнеторговых сделок компании. Ключевую роль в сокрытии доходов же играет бизнесмен и глава компании Владимир Богданов, он зарабатывает около 5 млрд. рублей в год, а семья топ-менеджера владеет недвижимостью на сумму около 1,5 млрд. рублей.

Согласно переписи 2019 года, на территории ХМАО жили около 20 тысяч хантов - 61% от общей численности коренного народа. Последние 20 лет ханты постоянно конфликтуют с нефтяниками. Как минимум с 2013 года в конфронтации с компанией «Лукойл –Западная Сибирь», которая выиграла тендер на разработку и освоение Марталлеровского месторождения. Тогда одна из семей хантов  согласилась подписать разрешение, но взман потребовала компенсацию в один миллион рублей и прокладывать дорогу к потенциальной скважине через болота, а не через ягель, которым писаются олени. Нефтянников такой вариант не устроил (они испугались, что многие захотят получить такую сумму) и начали судиться, ханты в свою очередь – писать письма в прокуратуру, Кремль и ООН. Но это было, как сейчас любят говорить в «вегетарианские времена». Сейчас же максимум что могут ханты – либо перекрыть дорогу технике, либо записать видеобращение, которое, возможно, разойдется по СМИ и, благодаря общественному резонансу, может быть, что-то изменится. Хотя вероятность успеха мизерная.