26 июля Министерство юстиции Российской Федерации включило 55 организаций в список экстремистских. Среди организаций, ныне включенных в список экстремистских, – «Абориген Форум», Конгресс бурятского народа, Лига свободных наций и фонд «Свободная Россия», который был основан российскими эмигрантами в США в 2014 году и другие. Все они были названы структурными подразделениями так называемого «Антироссийского сепаратистского движения», придуманного российскими властями по аналогии с «Движением ЛГБТ».

В реальности никто не слышал про такое движение. Но чиновники и пропагандисты рассказывают про целую структуру, основной целью которой является достижение автономии или полной независимости определенных регионов от центральной власти России. Среди регионов, где сепаратистские настроения наиболее сильны, выделяют Кавказ, Татарстан и Сибирь. В этих областях якобы проходят митинги и акции протеста, на которых выдвигаются требования к властям о предоставлении большей автономии и уважении прав местных жителей. Международное сообщество также внимательно следит за ситуацией и выражает поддержку стремлениям к автономии и независимости.

Каждая из 55 организаций, входящая в движение, уже сделала официальное заявление, где предупредила, что не стоит их теперь репостить или донатить (если читатель находится в России), сообщила, что продолжит работать и поделилась своими соображениями. В основном активисты говорят, что это попытка заткнуть рот представителям коренных народов России, потому что они выступают против войны, помогают защищать права мобилизованных и пишут правду о своих субъектах.

Но дело не только в том, что коренное население вспомнило о своих правах, выступает за прекращение военных действий. Самая главная проблема – то, что все эти организации стали обрастать горизонтальными связями друг с другом. Их представители встречаются за рубежом на закрытых мероприятиях, конференциях, они озвучивают реальные проблемы (а не те, которые согласовали организаторы мероприятия – как это происходит в России), находят финансирование. И вот это больше всего пугает российских чиновников. Они понимают, что не могут контролировать людей, которые действительно делают, а не говорят впустую. Сегодня в стране нет какой-то реальной большой организованной оппозиции, которая может составить конкуренцию депутатам Госдумы, президенту, «Единой России».

Но представители коренных народов могут ее создать. Поэтому они и пытаются убить все на корню, максимально осложнив взаимодействие между активистами и теми, кто может в любой момент к ним прильнуть.