Понятны отличия, Сенцов, Балух, Бекиров и др. обменивались Украиной в качестве возвращения собственных граждан. Но РФ судила их как собственных, хоть и врагов, из-за аннексии Крыма. И они были также политзаключенными в списке "Мемориала".

Помню, как за день до обмена, ровно на год пикета за обмен всех на всех, мы узнали, что все состоится. Кто-то поехал к "Лефортово" и к аэродрому, чтобы убедиться, что началось движение. Побыть в этом историческом моменте. Зеленский тогда встречал всех у трапа самолета, а список Путина спрятали тут же, отправив тех в карантин, а затем в забвение. Почти уверена, к слову, что Путин сейчас скопировал того Зеленского и сделал все наоборот в этот раз — уж очень эффектно выглядела встреча у самолета тогда в Украине, чем было одержано безусловное моральное преимущество: вот, мол, настоящие герои, а вот преступники, которых стоит скрывать. И о полном российском списке можно гадать до сих пор, он так и не был опубликован ни одной из сторон.

И даже НО были тогда. Когда наш сопикетчик Константин Котов буквально за 4 дня был осужден и затем отправлен в Покров, куда позже попадет Навальный, а на Косте отрабатывался прием политзаключенных с изоляцией и пытками. К счастью, это не было убийством тогда, но по тем временам нам казалось катастрофой и выглядело как: хотите обмена, давайте Котова сюда. А кроме Кости, сотни политзаключенных и тогда осталось за бортом в буквальном смысле. В одном списке Сенцова было 68 человек, а отпустили 35, включая 24 моряка. Из всех политзаключенных крымских татар, со сроком лишения свободы на 15-20 лет, освободили одного Эдема Бекирова.

Что можно вынести из того опыта? Было очень много споров, как можно отдать Цемаха, единственного свидетеля по делу о крушении малазийского боинга, который непосредственно участвовал в этом преступлении. Это казалось невозможной жертвой. Да и кроме него в списке было немало других головорезов. Ну и имхо, ничего не произошло страшного в результате его освобождения. А то, что Сенцов и другие на свободе и живы, радует до сих пор.

После были и другие волны обмена, наличие практики действительно приоткрывает этот процесс и для остальных. Так что по идее каждому политзаключенному должно стать полегче сейчас, поскольку появилась надежда. Тогда РФ тем самым как бы демонстрировала свою договороспособность, запустив этот процесс сразу после смены Порошенко на Зеленского. Мол, дело было не в нас, а в несговорчивом Порошенко. Думаю, и сейчас она демонстрирует то же самое. Вот, мол, с Западом без Украины вполне получается достигнуть соглашения.

Как мы знаем, мир это не приблизило. И мы захлебнулись потом в новых списках политзаключенных. Но это нисколько не отменяет ценности спасенных жизней тогда. Если мы можем радоваться только тогда, когда все, абсолютно все, свободны и живы, значит мы разучились радоваться жизни как таковой.

Оригинал