Неотъемлемым признаком современной культуры стали ирония и самоирония. Способность посмотреть со стороны на себя, свою историю, культуру и саму современность отличает сложно организованную психику от одномерной и архаичной. Смех над собой является признаком высокого уровня развития личности и общества. Терпимость к иронии делает общество гуманным и толерантным. Ирония предполагает признание права человека на инакомыслие и разнообразие как естественного права личности и основы правильного устройства вещей.
Взрыв негодования в связи с несколькими фрагментами церемонии открытия Олимпийских игр в Париже показал силу архаичного восприятия значительной части общества. Это восприятие нельзя отрицать, его надо принимать как часть общественного мнения. Но политическая ставка на архаику в культуре и общественных нравах чревата откатом общества от современности и возвратом практик остракизма.
В архаичном обществе доминируют оценки правильности и неправильности проявлений человеческой личности, формируются критерии нормальности и ненормальности для естественного, инакомыслие понимается как покушение на государственные устои, приветствуется и организуется травля инакомыслящих – вплоть до изгнания из страны и лишения свободы, роль нравственного камертона общества отдается церковной бюрократии, а сам институт церкви утрачивает способность к терпимости, подавляются любые открытые проявления телесности, в том числе в искусстве.
Архаичное общество нетерпимо к меньшинствам и стремится к их подавлению, поддерживает цензуру в культуре и медиа, культивирует публичные проявления лояльности государству, при любой его политике, требует удаления из публичного пространства всего, не совпадающего со стандартом правильного поведения.
Особенностью архаичного общества является упрощение представлений об устройстве мира, отрицание естественности разнообразия, ограничение потенциала и ликвидация самостоятельности науки и образования, огосударствление и регламентация всех сфер интеллектуальной деятельности и общественной жизни.
По существу, архаичное сознание останавливает развитие человеческого потенциала и отрицает саму ценность будущего, предполагающего изменение привычного и принятие нового.
Включив в церемонию официального открытия Олимпиады проявления человеческого частного, ее авторы затронули пуританскую политическую мораль, когда за показными строгостью и целомудрием скрываются развращенные нравы, лицемерие и цинизм.
Открытие парижской Олимпиады стало нечаянным тестом на гуманизм, толерантность и современность, ответственность за прохождение которого лежит на каждом человеке в большей степени, чем на государственных и общественных институтах, в каком бы состоянии они ни были.
Ирония свойственна желанию жить, и жить свободно. Она помогает человеку сохранить психологическую гибкость и не разбиться о жесткие барьеры мира, в котором всегда есть желающие построить тюрьму вместо общежития и начать войну вместо шага к взаимопониманию.