Уже месяц жители села Тяня Олекминского района Якутии фактически в огненной блокаде: их окружают лесные пожары. Ни по суше, ни по воде, ни воздушным путем не добраться. Дышать местным не чем, они в прямом смысле задыхаются. Но при этом 24/7 все жители задействованы на тушении. Зампред правительства республики Дмитрий Садовников сообщил, что "вертолет Ми-8 с группой вылетал в село и не смог совершить посадку, командир воздушного судна принял решение о возвращении в Олекминск ввиду плохой видимости в радиусе 50 км". Ранее этот же борт оставил в устье реки Чара двух сотрудников "Авиалесоохраны", откуда они добрались до Тяня на моторной лодке. Сейчас этот маневр повторить невозможно из-за обмеления. Жители уже по традиции записали обращение с просьбой обратить на них внимание и помочь.

То, что сибирская тайга ежегодно горит последние лет десять, – все давно привыкли. Но ситуация с селом Тяня особенная. В прошлом и в этом году жители писали письма Путину. Жаловались на золотодобытчиков, которые сейчас здесь планируют открыть уже четвертый прииск. В 2023 они протестовали против третьего, но он все равно открылся. И это на территории ресурсного резервата "WWF-Саха (Чаруода)", то есть особо охраняемой природной зоны. Из-за золотодобычи стало меньше ягеля, как следствие, уменьшилось поголовье оленей. А местное население – эвенки – за счет них и живут.

Об этой ситуации писали не только иностранные СМИ, но и зарубежные. После чего золотодобывающая компания обозвала всех жителей Тяня – иноагентами. Правда, тут уже вступились местные чиновники. Пресс-релиз компания быстро удалила, но, как говорится, Интернет помнит все. Согласия на разработку очередного месторождения эвенки не дали. Несмотря на протесты и крики жителей села Тяня, что они шаг за шагом теряют территории и возможности заниматься традиционными промыслами, глава района Николай Харбин и власти республики дали понять, что от планов золотодобывающей компании отказываться никто не будет. И тут – лесной пожар, который дошел уже почти до домов.

Из Тяня не стали эвакуировать даже тех, кто физически не может помочь с тушением огня – стариков, детей, женщин. Эвенков фактически бросили один на один с катастрофой. Это, конечно, звучит ужасно, но ощущение такое, как будто золотарям это на руку: чтобы огонь нанес максимальным ущерб, а местные чиновники осознанно или нет этому помогают. Легче потом будет переселить людей в какое-нибудь другое место, еще и федеральный бюджет поможет – опять-таки экономия. Не надо будет согласовывать вырубку леса. Просто, когда все сгорит до тла, загоняй технику и мой себе преспокойно золото. Кого интересует жизнь малочисленного населения, экология и ресурсный резерват, когда на кону тонны золота.