Знакомая работает в МФЦ. Говорит, у них уже год есть две стойки, где можно заключить контракт для участия в СВО. На ее глазах как-то отец девятерых детей реально подписал документы. Семье пришел отказ в ежемесячном пособии на несовершеннолетних, потому что доход отца (а в их семье работал только он) было на несколько десятков рублей больше минимального. Сначала мужик орал, обещал даже поджечь МФЦ. Через час с небольшим пришел и заключил контракт.

Сотрудники (а это в большинстве случаев вчерашние студенты) на этих стойках не задерживаются. Дольше двух недель (и это был рекорд) там никто не проработал – не могут выполнить план. В том отделении МФЦ план - три человека за день надо отправлять на фронт. А с такой «нормой» никто не справляется. Консультанты объясняют это «конъюнктурой рынка». Мол, есть гораздо выгоднее предложения по заключению контрактов. А те, кто сейчас готов продать свою жизнь, естественно ищут, где этом можно сделать подороже.

Есть даже определенный рейтинг. Например, в Подмосковье обещают заплатить миллион 700 тысяч рублей, в Краснодар – миллион 645 тысяч рублей. Это без ранений и летальных исходов.

Другая моя знакомая, работающая в администрации ХМАО, говорит, что есть негласные состязания между регионами, кто больше контрактников пошлет. От этого, мол, зависит лояльность Кремля и, как следствие, количество денег, которые поступят в субъект из федерального бюджета. В их регионе, например, уже больше года есть практика заманивания потенциальных кандидатов из других регионов. Контрактнику они оплачивают проезд до ХМАО с места его жительства, предоставляют жилье до момента отправки на фронт и еще кучу «плюшек».

Целые отделы региональных администраций задействованы в том, чтобы придумать какие-то промоакции для привлечения контрактников. Вот, к примеру, в Ярославской области за вербовку человека на войну будут платить по 100 тысяч рублей. Чтобы получить деньги, военный при заключении контракта должен вписать имя человека, который посоветовал ему прийти в военкомат. Как только контрактник окажется на войне – деньги упадут на карту. Аналогичную «акцию» устроили и власти Татарстана. Там каждому, кто уговорит знакомого подписать контракт, также обещают по 100 тысяч рублей.

Но настоящим открытием для меня стало наличие советников, которые всего за 10–20 тысяч могут ввести в дело: подсказать, где выгодно заключать контракт, а где – нет, расскажут о подводных камнях. Более того, они могут сориентировать стоит ли уже сейчас подписывать бумаги или имеет смысл подождать и дождаться повышение цен за жизнь. Сейчас спрос превышает предложение, поэтому цены растут. Некоторые считают, что к концу года можно ожидать уже два миллиона за человека.