В день вынесения приговора Евгении Беркович и Светлане Петрийчук произошло еще одно отвратительное символическое событие: считающий себя режиссером Константин Богомолов, месяц назад назначенный художественным руководителем Театра Романа Виктюка, объявил о де-юре переименовании, а де-факто об уничтожении Театра Романа Виктюка. При вступлении в должность он заявлял, что переименования театра не будет. Какой показательный стиль – слово дал, слово взял. Виктюк не пережил ковид в роковом 2020-м, но в культуру пришел ковид особого рода – нашествие манкуртов, способных превратить в руины любой храм искусства, волею судьбы попавший им во временное управление.

Владимиру Кара-Мурзе, умирающему сейчас в тюрьме, достался судья Мосгорсуда Сергей Подопригоров, включенный в свое время одним из первых в «Список Магнитского», а теперь отомстивший Кара-Мурзе за этот список 25-летним сроком лишения свободы, по замыслу – пожизненным.

Роман Виктюк в 2018 году сказал о Константине Богомолове: «Богомолов принадлежит к поколению, которое не верит в источники, соединяющие человека, творца с небом. Но небеса карают тех, кто издевается над текстами Уайльда». Судя по всему, Богомолов запомнил слова Бога Театра. И теперь ударил его посмертно – лишив созданный им в 1991 году театр его имени и его лица.

Богомолов войдет в историю театра тем, что снял со сцены Театра Виктюка спектакли «Последняя любовь Дон Жуана», «Служанки», «Иллюзии любви», «Федра», «Почти смешная история (Лакейские игры)», «Венецианка», «Несравненная», «Маскарад Маркиза де Сада», а с лица театра – имя его создателя. Не оскудела нива культуры соискателями геростратовой славы.

Из социальных сетей Театра убраны видео и фотографии Романа Виктюка, не публикуются сообщения о нем, ранее Богомолов убрал аудиообъявления, записанные Виктюком. Чтобы не помнили.

Народный артист России и Украины, родившийся во Львове великий русский режиссер Роман Виктюк умер в начале пика волны тотальной несвободы и не увидел, возможно, самого страшного в своей жизни. Никто не знает, как сложилась бы его жизнь и судьба его Театра сегодня, доживи он до этих дней.

Несколько лет имя Виктюка защищало его театр от погрома, но кольцо несвободы сжималось исподволь и, в конце концов, нашелся мародер, зашедший в дом умершего на правах нового хозяина.

Трудно сохранить явление культуры после смерти создателя этого явления. Но после Шекспира живет театр Шекспира, и никому не приходит в голову снять со стены великое имя и заменить имя духа театра на имя архитектора здания, втянув и его в позорную чехарду.

Место Виктюка в истории российского театра, мировой театральной культуры неприкосновенно. Оно не зависит от проходимцев, ворвавшихся в дом после смерти гения. Театр – это всегда один раз, но – один раз неповторимого волшебства, каждый раз нового и поэтому бессмертного.

8 июля неправедный суд приговорил к шести годам лишения свободы Евгению Беркович и Светлану Петрийчук, выпустив заряд шрапнели по российскому театру. О дате приговора было известно заранее. Именно этот день обустроившийся на сцене Романа Виктюка Константин Богомолов выбрал для того, чтобы объявить о прекращении жизни Театра Романа Виктюка. Выстрелы совпали. И это совсем не «странное сближенье», описанное Пушкиным. Это – символическая солидарность одних могильщиков культуры с другими.

Живой театр отторгнет Богомолова как инородное культуре тело. Мародеры и могильщики навсегда останутся в истории мародерами и могильщиками, и никогда не будут никем другим. Культура смоет их следы, как весенний дождь смывает зимний мусор после таяния снега.

Бог поругаем не бывает. Искусство невозможно оскорбить. Нет такого испытания, которое не может пережить и преодолеть культура. Театру Романа Виктюка будет возвращено имя его создателя. А временщики останутся временщиками и никогда не сыщут другой славы.

Оригинал