После приговора Евгении Беркович и Светлане Петрийчук, получивших по шесть лет колонии за якобы «оправдание терроризма» в антитеррористическом спектакле «Финист Ясный Сокол», можно закрывать всероссийскую театральную премию «Золотая маска» — на неопределенный срок, как минимум до тех пор, пока в качестве «оценок» за произведения искусства государство будет выдавать годы лишения свободы.
Спектакль получил «Золотую маску» за 2022 год в номинациях «Лучшая работа драматурга» (Светлана Петрийчук) и «Лучшая работа художника по костюмам» (Ксения Сорокина), а также был представлен в двух номинациях: «Лучшая работа режиссёра» (Евгения Беркович) и «Лучший спектакль в драме, малая форма». Кроме того, в 2021 году спектакль получил премию Ассоциации театральных критиков и премию журнала "Сноб" «Сделано в России — 2021» в номинации «Театр». Теперь театр закончился. Этот приговор навсегда — маска российского театра.
Премии остались с лауреатами, а драматург и режиссер спектакля оказались в тюрьме по доносу лиц, персоны которых пока непубличны. Театральное сообщество, пресса, политики, адвокаты не смогли спасти двух абсолютно беззащитных женщин от расправы.
Теперь и те две «Золотые маски», и любые другие следующие – до тех пор, пока Беркович и Петрийчук не будут оправданы и реабилитированы, а дело против них не признают политическими репрессиями, будут политы слезами бессовестного заказного судебного процесса.
Это уголовное дело уничтожило в России театр как публичное искусство свободных людей и превратило его в холопский балаган без духовного содержания. Шесть лет лишения свободы получила и «Золотая маска», превращенная этим приговором в пыль, и весь российский театр с его великими истоками совести и человеческого достоинства.
Каждый спектакль в любом театре России будет теперь напоминанием о «Финисте Ясном Соколе» и его несчастных создателях. Напоминанием о полной беззащитности искусства в государстве бесправия.
Уголовное дело против Евгении Беркович и Светланы Петрийчук войдет в российскую историю как одно из самых позорных и постыдных дел, любая причастность к которому будет означать пожизненную утрату репутации.
Мы до сих пор не знаем, кому и для чего потребовалось это дело. Это глупость, месть, ревность или что-то еще. Но в первую очередь это дело – подлое, абсолютно бесчеловечное и антигуманное.
Я надеюсь, что у Евгении и Светланы, их родных и близких хватит сил пережить эти мрачные времена, сохранить себя и дожить до свободы. А всем нам – дожить до явления справедливости, когда беспристрастный суд установит меру ответственности всех тех, кто это дело придумал, заказал, организовал и исполнил.