Реальная повестка нынешних мариэльских выборов – обещания что-то полезное для граждан построить и починить, если вы выберете кого надо! Такой была повестка подобных выборов и в 2019 г., и в 2014, и в 2009. Что-то (немногое) в этом направлении сделают ситуативно ищущие народной любви чиновники и единороссы в сентябре, большая же часть обещаний навсегда останется словами (все ленюсь поднять обещания провластных хотя бы годичной давности).  Ни о чем большем, чем что-то построить и починить, кандидаты речи не ведут, да и народец эти "большие вопросы" (допустим, распределение расходов регионального бюджета) перед кандидатами не ставит, потому что никогда не считал, что на "большие вопросы" может повлиять! К тому же в последние годы до общества популярно довели, что случается с теми, у кого взгляды на "большие вопросы" иные, чем у начальства. Про детские же площадки ПОКА можно говорить безопасно, и решить проблемы на этом уровне теоретически можно без больших конфликтов с властями!

Никто даже речи не ведет о том, что какая-то политическая сила может в Марий Эл победить ЕР, получить большинство в Госсобрании или в муниципальных собраниях. Может, я что-то упустил, но представители какой партии прямо сказали: мы хотим большинства в Госсобрании, мы этим большинством изменим политику региона, будем там принимать другие законы, чем действуют сегодня? Про ЕР понятно, а как насчет остальных? Пока складывается впечатление, что остальным партиям нужно как можно больше мандатов, но ни в коем случае не большинство! (Сергей Фургал вам расскажет, что бывает с «системной оппозицией», когда в отдельно взятом регионе ее вдруг заинтересует ВЛАСТЬ, а не отдельные мандаты, не влияющие на большинство принимаемых решений. Его опытом все «системные» в России научены). Без большинства же в Госсобрании принять никаких решений, способных изменить нынешнюю региональную политику, невозможно.

Тем немногим мариэльским политикам, которые хотя бы по узкобытовым вопросам готовы помогать решать проблемы людей, депутатский мандат для достижения этой цели (умолчим о других целях людей, стремящихся в депутаты) почти ничего не дает. Написать критичный пост, снять критичный сюжет, залить его в соцсети, подать заявление в Прокуратуру можно и без депутатского мандата.

Народ, если иногда бывает чем-то в действиях властей недоволен, идет не на выборы, а на улицы, и это часто действует. Уж точно чаще, чем действия через «своего депутата». Мелкий предвыборный подкуп кандидатов «простому народу» приятен, но он слишком мал. Правящая Россией и Марий Эл группировка трет кадровые вопросы у себя в кабинетах и терпеть не может публичности, которую подразумевают выборы и парламентские заседания. В предвыборной кампании могут обсуждаться хоть какие-то важные для общества проблемы? А почему эти проблемы нельзя обсудить мимо выборов?

Но есть ритуал, по итогам которого начальство дежурно объявит, что оно является начальством строго по воле общества! И общество начальству не возразит! Возражать страшно, да и смысла возражать общество, верящее в свою неспособность на что-то повлиять, не видит!