Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была политическим ультиматумом, который почувствовавший свою силу Борис Ельцин предъявил слабеющему Михаилу Горбачеву в борьбе за власть. Этот документ, опередивший аналогичные акты других союзных республик, предопределил распад СССР и оставил минимальные шансы на его демократическое реформирование.

Ключевыми политическими положениями Декларации были: «полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР»; «верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории»; «исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России»; «право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР».

При этом проект нового Союзного договора на тот момент отсутствовал, и его разработка не была приоритетной задачей Бориса Ельцина и властей РСФСР. А пункт «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством» и был по сути ультиматумом: или будет так, как мы хотим, или не будет никак. Это была эскалация политической и бюрократической борьбы.

Тем не менее, попытка реформировать стремительно устаревающий и не успевающий за временем СССР была предпринята в Ново-Огаревском соглашении (работу над которым начали в апреле 1991 года) – проекте нового Союзного договора, подписание которого в резиденции Михаила Горбачева в Ново-Огарево РСФСР и несколько других союзных республик (Украинская, Белорусская, Казахская, Узбекская, Азербайджанская, Таджикская, Туркменская, Киргизская ССР) не без проблем согласовали на 20 августа 1991 года.

Содержание договора, реформирующего СССР в «мягкую федерацию» (Союз Суверенных Государств), вызвало бунт высшей советской номенклатуры, вылившийся в путч 19 августа. 

После краха путча распад СССР приобрел характер эффекта домино, остановить который реформами было очень трудно: «процесс пошел».

Тем не менее, работа над новым Союзным договором продолжилась и после провала путча, осенью, и на совещании республик в ноябре было сделано заявление о намерении подписать Договор в декабре.

Но 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще главами РСФСР, УССР и БССР было подписано Беловежское соглашение о создании СНГ как межгосударственной организации, в преамбуле которого было заявлено о прекращении существования СССР. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.

25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв ушел в отставку: возглавляемого им государства больше не было. На следующий день Верховный Совет СССР официально провозгласил прекращение существования Советского Союза.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала тем самым первым камнем, скатившимся с горы, который определяет направление движения других камней.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР по существу подарила государственный суверенитет четырнадцати республикам. Они получили свой исторический шанс на свободу и независимость.

Россия выиграла тогда борьбу за власть внутри СССР, но проиграла борьбу за демократические институты и международное сотрудничество в свободном мире. Понимание этого трагического факта будет приходить ко многим людям еще долго.

Это было время разбрасывать, а не собирать камни. Собрать их сейчас в разрушенную башню невозможно никакими усилиями. Тем более с помощью войны и крови.

Создание новой системы международных отношений надо начинать с признания реальности, начало которой восходит к 12 июня 1990 года в Москве.

Оригинал